• Статьи
  • Какая схема света на фото: учимся читать схемы света по фотографии

Какая схема света на фото: учимся читать схемы света по фотографии

07 апр. 2023

3023

0

0

0

Когда фотограф вдохновляется чужой работой, он может обратить внимание на позу, макияж, одежду модели, цвета, локацию, задействованный реквизит. Самый сложный элемент для повторения, который при этом задаёт уровень фотографии, — это схема света. Она отвечает за то, как освещены модель и фон, расставляет акценты, создаёт контрасты. 

Именно умение работать со светом, а не камера последней модели, отличает профи от новичка. Настоящий мастер сделает красивый кадр, даже если в нём просто стоит на белом фоне модель в футболке и джинсах без макияжа — вспомните минималистичные фотографии актеров и музыкантов, например. 

Но как угадать, что находится за кадром? Рассказываем, как читать схему света по фотографии или скриншоту из фильма, на что обратить внимание, когда вы анализируете референс. 

Умение читать схемы света поднимает ваш уровень фотографии — глядя на кадр профессионала, вы понимаете, как достичь такого же или похожего результата / Фото: Елизавета Чечевица

Подсказка первая — ищите блики в глазах

«Поиск» схемы света на фотографии похож на расследование детектива. Есть косвенные признаки — «улики», есть итог — фотография, «картина преступления», но не совсем понятно, как именно это произошло. 

Когда вы анализируете чужую схему света, начните с глаз модели и бликов в них. Иногда этого более чем достаточно, чтобы определить главный источник света, создающий основной рисунок и освещающий модель спереди. 

На что обратить внимание?

– Форма блика. Она поможет узнать, какую насадку использовал фотограф. Вытянутую и плоскую? Скорей всего, это был стрипбокс или световой меч. Круглую? Тогда можно делать ставку на портретную тарелку, рефлектор или октобокс. Квадратный блик проще всего — это самый обыкновенный софтбокс, хотя могут быть и необычные варианты. Например, кто запрещает фотографу подсвечивать объект телефоном, экраном от ноутбука или просто поставить его днём у окна? Впрочем, окна чаще всего отражаются в глазах несколькими прямоугольниками, сохраняя рисунок оконной рамы.

Узкий вытянутый блик в глазах модели — «улика», указывающая на использование стрипбокса / Фото: Елизавета Чечевица

– Количество бликов. Естественно, чем их больше, тем больше источников света стоят перед моделью или немного сбоку от неё! А, может, вы видите россыпь маленьких огонёчков в глазах? Тогда не исключено, что фотограф подсвечивал героя кадра чем-то вроде гирлянды.

– Размер зрачка. Он помогает определить условия освещения и то, с каким светом снимал фотограф — постоянным или импульсным (вспышкой). Если зрачок большой и широкий, то это может говорить о следующем: снимали в темноте или почти полной темноте; использовали импульсный источник, потому что с постоянным светом зрачки модели успели бы адаптироваться и сузиться. 

Модель фотографировали с постоянным солнечным светом. Об этом можно судить по сильно сузившимся зрачкам / Фото: pxhere.com

– Размер блика. Это самый неоднозначный индикатор. Он сообщает нам об одном из двух: какого размера был источник или как далеко от модели его поставили. Если блик в глазах маленький, то либо светоформирующая насадка нбеольшого размера, либо она стоит достаточно далеко, либо и то и другое вместе.

Подсказка вторая — следите за тенью

Казалось бы, задача научиться понимать, где и как стоит свет, но без понимания того, что и как не освещено, сложно восстановить картину полностью. Тень может помочь узнать, как высоко или низко стоял свет, жёсткую или мягкую насадку использовал фотограф, был ли дополнительный свет. 

На что обратить внимание?

– Если тень графичная, тёмная, а её линия явно очерчена, то фотограф снимал с помощью светоформирующих насадок, дающих жёсткий свет. Это может быть рефлектор, портретная тарелка с сотами, тубус, внешняя вспышка или даже «голый» моноблок без насадки.


Читайте также:
Жёсткий свет: как получить, лайфхаки для съёмки

На этом примере тень наоборот светлая, растушёванная, нежная и переходит в средний тон плавным градиентом. Фотограф использовал мягкий свет. Его получают с помощью софтбоксов, зонтов / Фото: pxhere.com

Читайте также:
Мягкий свет: как создать на улице и в помещении


– Темнота тени. Кроме возможной светоформирующей насадки она может говорить о том, использовался ли для фотографии заполняющий источник света, отражатель или белый флаг. Если тень светлая, то, вероятно, эту сторону подсвечивали ещё одним моноблоком или отражали свет, чтобы он смягчал тени.

– Тени на лице. Если тень под носом достаточно длинная, а глаз не видно, значит, вам попался не лучший образец для подражания — фотограф поставил свет слишком высоко и недоработал с моделью, которая, например, опустила голову. Если же тени ползут снизу вверх, то тут ситуация обратная — свет опустили ниже лица модели. Естественно, это может быть оправдано для определённой идеи, но классический женский портрет в семейных архив так лучше не снимать.

Пример фотографии с жёстким светом — тени тёмные, очерчены достаточно резко, как и блики. Кроме того, по утопающим в тени глазам и том, что лоб освещён гораздо сильнее шеи или даже щёк, можно сделать вывод — свет подняли над головой модели / Фото: pxhere.com

– Если на модели лежат фигурные тени — полосы, линии, зигзаги, либо создаётся впечатление, что снимали в солнечный день у окна, то… Всё может быть не так просто, как кажется! Действительно, есть шанс, что фотографу повезло подобрать студию с необычными рамами и попасть туда в солнце, но также вероятно, что он использовал маски Гобо, сам вырезал трафареты, имитирующие окна, размещал около источника света листья и листы бумаги, нити, кружевные ткани и т.д.


Читайте также:
Как фотографировать с проектором — нюансы работы и настройки техники


– Длина тени. Чем длиннее тень от модели, тем дальше от неё источник света. Кроме того, если тень падает на пол, то модель стоит далеко от стены.

На примере тень лежит на стене — это значит, что модель стоит к ней почти вплотную / Фото: Елизавета Чечевица

– Узость пучка света. Если свет падает точно на предмет, не подсвечивая фон и окружение вокруг, то можно предположить, что: на светоформирующую насадку надели соты, чтобы свет не рассеивался в разные стороны, или снимали с жёстким направленным источником.


Читайте также:
Соты для софтбокса: зачем нужны, как пользоваться


Такой эффект может дать тубус или маленькая портретная тарелка с сотами. Свет жёсткий, что видно по теням на лице и на фоне, а пучок света настолько небольшой, чем освещает лишь лицо и плечи / Фото: Елизавета Чечевица

Подсказка третья — изучайте световые пятна

Теперь пришло время анализировать свет! Насчёт основного источника, подсвечивающего модель спереди, мы сказали, когда обсуждали глаза. Разбираемся, что ещё можно изучить, чтобы лучше понять световую схему.

– Пятна на фоне. Если они есть, значит, его подсвечивали одним или несколькими источниками света. Это мог быть моноблок с рефлектором или со специальной фоновой насадкой.

Позади девушки световой пятно. Это значит, что фон подсветили отдельно / Фото: pxhere.com

– Контровой свет. Это тонкие линие, обводящие силуэт, либо даже широкие полосы, подсвечивающие модель сбоку. Они отделяют модель от фона, выделяют рельеф и просто создают атмосферу. Как правило, его создают с помощью рефлектора или стрипбокса — вытянутого и узкого софтбокса.

Главное, что нужно осознать — это то, какой ширины обод света. Если он широкий, то контровой свет стоит ближе к фотографу и боку модели. Если же он тонкий, то его поставили довольно далеко и разместили за плечом модели, чтобы он светил сзади сбоку, в спину. 

Модель освещена двумя источниками контрового света. Тот, который освещает лицо, стоит ближе к камере — полоса света широкая. Второй источник небольшой, светит точечно, стоит позади и далеко от модели — он подсвечивает лишь плечо и волосы / Фото: pxhere.com

– Цвет. Тут всё просто. Если свет цветной, значит, фотограф использовал рефлектор с закреплённым на нём цветным фильтром, либо использовал Led-свет, который может менять цвет на любой из спектра RGB. Что ещё может быть не так? Иногда в студиях предлагают большой выбор цветных фильтров, но в других случаях на выбор могут дать всего 3-4 цвета. На практике это значит, что часто фотографы дополнительно «подкручивают» цвет, а также меняют его яркость на постобработке.

На фото слева голубой цвет даёт световой меч, а на фото справа синий контровик создал рефлектор и синий светофильтр / Фото: Елизавета Чечевица

Читайте также:
Постоянный свет: лучшие led-панели


Подводя итог, важно признать неизбежное: ошибаются как детективы, так и фотографы. Иногда «опознать» схему света с точностью до насадки и сантиметров, которые разделяли модель и моноблок, очень сложно или невозможно. Кроме того, фотограф может сильно изменить светотеневой рисунок с помощью постобработки или коллажирования. 

В любом случае вы получите рабочий инструмент и несколько вариантов — гипотез, которые можно проверять и комбинировать прямо в студии во время фотосессии. И помните — чем больше вы анализируете фотографии и снимаете сами, тем легче вам даётся и то, и другое. 

07 апр. 2023

3023

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые