• Статьи
  • Сжатые и несжатые RAW: всё, что нужно знать о настройках формата

Сжатые и несжатые RAW: всё, что нужно знать о настройках формата

37 мин назад

6

0

0

0

RAW — это одновременно и мощный инструмент, который позволяет делать цветокоррекцию гораздо более эффективной и гибкой, и большая головная боль для тех, кто много снимает. Файлы RAW занимают много места и требуют больших карт памяти и дисков. 

Компромисс предлагают варианты сжатия RAW. О плюсах, минусах и нюансах такого подхода читайте в этом материале.

Размер файла — обычно проблема людей, которые снимают очень много, и которым вечно не хватает карт памяти / Фото: unsplash.com

Что такое сжатые RAW, зачем это нужно
Сжатые RAW с потерями и без потерь
12-битные, 14-битные и 16-битные RAW
Особенности сжатия RAW у камер разных производителей

Что такое сжатые RAW, зачем это нужно

RAW — это формат файла, который позволяет фотографу хранить большое количество информации о свете и цвете на снимке. Существенно большее, чем могут удержать JPEG. Это даёт больше свободы при обработке фотографии. Но у RAW есть большая проблема — они занимают много места. Один из способов сэкономить место — сжимать RAW при записи файлов. 

Есть несколько причин, по которым производители фотоаппаратов вообще взялись за возможности сжатия RAW:

— первое — это, конечно, экономия места. Если файл будет выполнять свои задачи и при этом меньше весить — это, определённо, победа;

— второе — увеличение скорости записи и передачи файлов. Когда файлы физически меньше, они и копироваться с карты на другой носитель будут быстрее;

— третье — увеличение количества кадров, которое влезает в буфер при серийной съёмке. Размер буфера ограничен, чем файл меньше, тем длиннее может быть серия. Подробнее о том, как это работает, мы писали в этом материале. Правда, тут есть один нюанс: сжатие требует мощности процессора. Если камера относительно старая, а процессор маломощный, сжатие RAW может даже замедлять скорость серии.

Сжатые RAW с потерями и без потерь

У разных моделей камер разных производителей можно найти разные варианты сжатия RAW-файлов. Самые распространённые это:

  • сжатие с потерями (lossy compression);
  • сжатие без потерь (lossless compression);
  • без сжатия (uncompressed).

Вариант с потерями — это когда размер файла уменьшается за счёт утраты часть информации. Такое сжатие стоит использовать только в экстремальных ситуациях. Например, когда вы взяли камеру в экспедицию в джунгли Амазонки, и второго шанса попасть туда уже не будет, а с собой оказалась одна небольшая карта памяти. В таком случае количество кадров и сами сюжеты важнее, чем техническое качество, детализация и возможности гибкой цветокоррекции на постобработке. Но в этой ситуации (если вы в ней всё же когда-либо окажетесь) разумнее совсем отказаться от RAW и снимать в JPEG.

При использовании сжатия с потерями градиенты в кадре могут выглядеть рваными, распадаясь на полосы отдельных цветов, вокруг контрастных предметов могут появляться ореолы. 

Вариант lossless compression избавляет нас от этих проблем. В этом случае файл RAW сжимается подобно ZIP-архиву. Во время обработки этот «архив» распаковывается графическим редактором, будто сжатия не было вовсе. Единственное, что если компьютер, на котором вы работаете, не слишком мощный, редактор может тормозить. Но в целом это идеальный вариант, позволяющий и сохранить качество, и сэкономить место на картах.

При съёмке без сжатия вы также сохраняете всё максимальное качество фотографии, но размер их может быть очень немалым. 

Потери при сжатии становятся критически важными, когда нужно исправить на обработке серьёзные ошибки при съёмке. Например, возьмём один и тот же кадр, недосвеченный на несколько ступеней. Так он будет выглядеть, вытянутый из сжатого с потерями и без потерь исходника.

Слева сжатый без потерь файл, слева — с потерями / Фото: f64academy

12-битные, 14-битные и 16-битные RAW

Помимо уровней сжатия, изображения в формате RAW могут различаться битностью. Этим словом называют количество единиц информации, которые хранят данные о цвете, на один пиксель матрицы.

Чаще всего файлы RAW бывают либо 12-битными, либо 14-битными. Немногие камеры (как правило, с большой матрицей) снимают в 16-битном формате. Например, так умеет среднеформатная Fujifilm GFX100.

Что больше бит, тем больше информации о цвете будет хранить файл, а значит, на снимках будут более плавные переходы и градиенты, больше оттенков (особенно в технях). Кроме того, чем больше битность, тем более гибкими будут возможности для обработки фото.

Независимо от битности, файлы могут быть подвержены сжатию. Для многобитных это особенно актуально — они занимают больше места. Например, 14-битный несжатый файл с Nikon D810 весит 77 Мб, а сжатый — 37. Если сравнить с 12-битными RAW, несжатый весит 58 Мб, а сжатый — 30. В принципе, разница есть, и в некоторых условиях (если вы снимаете с хорошим светом, и на постобработке не нужно будет ничего никуда «тянуть»), то можно спокойно снимать 12-битные RAW и не беспокоиться. А для ночного пейзажа, когда часть картинки тонет в тенях, да ещё и экран или видоискатель камеры могут обнамывать глаз, лучше всего остановиться на 14-битных.

Ещё одна проблема в том, что даже если пользователь готов вникать во все эти тонкости, не все модели камер позволяют выбирать битность и степень сжатия файлов. На многих любительских моделях по умолчанию стоит 12-битный Raw со сжатием с потерями. А не более старших — 14-битный Raw со сжатием без потерь.

Особенности сжатия RAW у камер разных производителей

У Nikon многое зависит от поколения, в котором вышла камера. У более старых моделей начального и любительского уровня всё довольно печально: можно выбрать 12 или 14 бит, а вот параметров сжатия не совсем. Что в свою очередь означает, что камера всегда использует сжатие с потерями, что неприятно.

У более серьёзных моделей обычно предлагает три варианта компрессии RAW: сжатые, сжатые без потерь и несжатые.

Меню выбора настроек файлов RAW в камерах Nikon прячется во второй вкладке / Иллюстрация: photographylife.com

У беззеркалок Nikon Z есть уже и выбор битности, и все варианты сжатия.

У Canon все RAW-файлы 14-битные. Со сжатием всё организовано немного иначе: есть два варианта формата RAW: RAW и cRaw. Формат RAW — это классический 14-битный RAW-файл, сжатый без потерь. Файл cRaw — это собственный формат сжатия Canon с потерями, который уменьшает размер файла на 25–50%. Но работает этот вариант сжатия очень неплохо. Если снимаете не в слишком сложных условиях, можно смело пользоваться. 

Настройки RAW и Jpeg в меню камер Canon / Иллюстрация: photographylife.com

У камер системы Sony долгое время был только вариант со сжатием с потерями. После обращений и жалоб пользователей производитель добавил функцию съёмки без сжатия в принципе (она появилась у поколения Sony A7R II). Возможность сжатия без потерь добавили начиная с поколения Sony a7 IV. Несжатые пишутся с разрешением 14 бит для одиночного кадра 12 — для серийной съёмки, сжатые — 12 бит, независимо от типа съёмки. Управлять этими параметрами нельзя, камеры задают их автоматически.

У Fujifilm камеры серии X первого поколения были ограничены 12-битным разрешением, а вот все современные камеры X-trans по умолчанию снимают в 14-битном формате. Менять битность система не позволяет, но выбрать сжатые и несжатые равки можно. 

Варианта «с потерями» у Fujifilm в принципе нет. У них всё вечно не как у людей / Иллюстрация: photographylife.com

 

37 мин назад

6

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые