Уже восьмой год в моде съёмка на плёнку: Pentax впервые выпустил новый плёночный фотоаппарат за 20 лет, у Leica продажи выросли в девять раз. Сложно сказать, будет тренд на аналоговую фотографию развиваться или он скоро пойдёт на спад. Но пока плёнки популярны и доступны, можно попробовать себя в аналоговой фотографии.
О лучших плёнках, фотоаппаратах и том, как сымитировать аналоговые эффекты в цифровой фотографии, читайте в этом материале.

Плёнки и плёночные фотоаппараты
Аналоговые эффекты в цифровой фотографии
Как сделать обработку фото «под плёнку»
Во многом тренд на плёнку обусловлен усталостью от точности и техничности. Получить достаточно резкие и технически грамотные изображения сейчас можно уже на среднебюджетный смартфон. Поэтому сам факт возможности фиксации реальности перестал казаться какой-то магией. А магии хочется.
Плёночная фотография её даёт: при съёмке на плёнку нельзя сразу посмотреть, что там получилось, приходится ждать проявки и предвосхищать результаты. Кроме того, это делает фотографию более земной и тактильной. Ощущения, что распечатанная аналоговая фотография «это вам не фальшивка, нарисованная ИИ» (если что, мы не осуждаем использование ИИ, и сами им активно пользуемся).

Также важный фактор играет ностальгия и интерес к прошлому. На плёнку часто начинает снимать молодёжь: миллениалы, которые видели плёночные камеры в детстве и теперь ностальгируют, и поколение Z, для которого это вовсе экзотика.
Плёнки и плёночные фотоаппараты
Плёночные фотоаппараты бывают очень разными (как впрочем, и цифровые). Собрали для вас несколько моделей в разных категориях под разные цены.
— Лучшая новая плёночная камера — Pentax 17. Аналоговые фотоаппараты по-прежнему производятся, и если вы хотите новую модель, стоит обратить внимание на Pentax 17. Это тот самый фотоаппарат, который стали производить после бума на плёнки последних лет.
Это очень простая камера, в которой нет полного ручного управления. Профи это не порадует, а вот тем, кому вникать в процесс настройки неинтересно, будет проще.
Любопытно, что это полукадровая камера: в один стандартный горизонтальный кадр на плёнке она уложит два вертикальных. Сами картинки будут меньше, зато на плёнку в 36 кадров можно снять 72 фотографии.
— Лучшая зеркальная плёночная камера — Nikon F5. Бывший флагман 1996 года, пожалуй, один из лучших плёночных зеркальных фотоаппаратов на сегодня. В модели есть стандартные режимы приоритета диафрагмы и выдержки, и очень приличный автофокус. Из минусов можно отметить, что камера достаточно крупная, но тут ничего не поделаешь — это профессиональная зеркалка. Та самая Большая Чёрная Камера.
— Лучшая плёночная камера для путешествий — Olympus Trip 35. Модель 1967 года всё ещё можно встретить на вторичном рынке. Она помещается в карман, у неё прекрасный объектив с 40 мм f/2.8. У модели нет ручных настроек: её задача — сделать фото быстро, а не суперкачественно. Это позволяет считать Olympus Trip 35 неплохим вариантом для новичка.
— Лучшая высокобюджетная плёночная камера — Leica MP. Если хочется роскоши и снимать на Leica, это — ваш вариант. Цельнометаллическая дальномерная камера с первоклассной сборкой. Держа её в руках, можно почувствовать себя плёночным фотографом на все 100%: это полностью ручная дальномерка, все настройки придётся ставить самостоятельно. Отличный повод наконец освоить треугольник экспозиции.
— Лучшая камера для ломографии — Любитель 166+. Симпатичная модель с приветом из СССР. Фикс-объектив на 75 мм, минимальная возможность работать с настройками и отдельная ручка для покадровой перемотки — отличное сочетание для этого жанра фотографии.
Вообще, конечно, смешно выбирать лучшую камеру для ломографии, потому что суть ломографии как раз в несовершенстве. Поэтому к этому пункту не стоит относиться слишком серьёзно. Если у вас в шкафу завалялся какой-нибудь древний «ЛОМО Компакт» — он и будет лучшим. Банально потому, что он под рукой.
— Отдельная история: моментальные камеры. Самые популярные на сегодня: Fuji Instax Mini 12 и олдскульные Polaroid. Больше моментальных фотоаппаратов, хороших и разных, вы найдёте в этом обзоре.
Аналоговые эффекты в цифровой фотографии
У плёночной фотографии есть несколько характерных черт, которые можно имитировать, чтобы создавать нужное настроение. Это:
— зернистость (любая плёнка даёт шум, считается, что это добавляет снимку текстуры и осязаемости);
— ошибки и засветы на проявке. Понятно, что плёнку можно проявить и без явных ошибок, но небольшие засветы и прочие несовершенства усиливают ностальгический эффект;

— виньетирование. Затемнения по углам кадра очень характерны для винтажных объективов. Они помогают фокусировать внимание зрителя на объекте в центре. Хотя, если совсем честно, это скорее баг, в современных стёклах от виньетирования стараются избавиться;
— общая легкая нерезкость и мягкий фокус — для имитации несовершенной системы фокусировки старой камеры и оптических схем винтажных объективов;
— характерные для конкретной плёнки цвета и контрастность.
Часть из этих черт можно сымитировать ещё на этапе съёмки. Например, плёночное настроение создаёт съёмка через призму, мультиэкспозиция, фантазийные фильтры и софт-фильтры.

Также аналоговые эффекты можно добавлять к уже сделанным фотографиям на этапе постобработки. Например, сниженную резкость, зернистость и виньетирование удобно накидывать в Adobe Lightroom и других графических редакторах. Подробнее о том, как сымитировать плёнку в Lightroom, речь пойдёт в следующем разделе.
Есть ряд приложений, созданных именно для того, чтобы добавить на фото плёночный колорит.
Например, можно попробовать:
— Dazz Cam. Простое и удобное приложение, которое в один клик добавляет цветокоррекцию под разные популярные плёнки. Также можно добавить другие плёночные эффекты, например блики, засветки и царапины. Есть бесплатная версия, но будет показывать рекламу;
— OldRoll. Забавное приложение, имитирующее съёмку на разные старые камеры. Отдельный лайк за интерфейс — «аналоговые» рычажки экспокоррекции и других настроек вызывают умиление. Есть бесплатная триал-версия;

— Snapseed. В приложении есть целая подборка винтажных эффектов и цветовых решений под разные плёнки. Подробнее о нём и о плёночных тонировках в частности мы писали здесь. Использовать можно бесплатно;
— VSCO. Нестареющая классика. В приложении есть множество плёночных пресетов (например, Kodak Portra, Fuji Pro).
Как сделать обработку фото «под плёнку»
В этом разделе покажем на конкретных примерах, как самостоятельно сделать обработку в Adobe Lightroom под пять популярных плёнок. Можно внести эти настройки в редактор и сохранить себе пресеты на будущее.
Kodak Ektar 100:
- температура: +5;
- тени: +10;
- чёрные: -5;
- контраст: +15;
- насыщенность: +10;
- S-образная кривая (усилить контраст);
- в красном канале в кривых слегка поднять светлые тона;
- HSL: красный: Hue +5, Saturation +10; синий: Hue -5, Saturation +15; зелёный: Hue +5, Saturation +5;
- эффекты: зернистость: количество — 20–30, размер 25;
- виньетирование: -10.

Ilford HP5:
- стиль: чёрно-белый;
- контраст: +30;
- тени: -10;
- чёрные: -15;
- белые: +5;
- чёткость: +10;
- сильная S-образная кривая;
- эффекты. Зернистость: количество — 40-50, размер — 30;
- виньетирование: -15.

Fuji Provia 100F:
- температура: -3 (холодный оттенок);
- тени: +15
- чёрные: -5;
- контраст: +10;
- чёткость: +5;
- HSL. Зелёный: Hue -5, Saturation +5, синий: Hue +5, Saturation +10, пурпурный: Saturation -5;
- эффекты: зернистость — количество 15, размер — 20.
- Виньетирование: -5.

Kodak Gold 200:
- температура: +10;
- тени: +20;
- чёрные: -5;
- контраст: +5;
- насыщенность: +10;
- HSL. Жёлтый: Hue +5, Saturation +10, красный: Hue +5, Saturation +5, зелёный: Hue -5;
- эффекты: зернистость: количество 25, размер — 25. Виньетирование -5.

Polaroid:
- температура: +15;
- тени: +30;
- чёрные: +10;
- контраст: -10;
- чёткость: -5;
- насыщенность: +5;
- дымка: -15;
- кривые: низкий контраст, поднятые тени;
- эффекты: зернистость — количество 15, размер — 20.
