• Статьи
  • Тренд на плёнку: камеры, фильтры, эффекты, аналоговые фоторедакторы

Тренд на плёнку: камеры, фильтры, эффекты, аналоговые фоторедакторы

27 мая 2025

86

0

0

0

Уже восьмой год в моде съёмка на плёнку: Pentax впервые выпустил новый плёночный фотоаппарат за 20 лет, у Leica продажи выросли в девять раз. Сложно сказать, будет тренд на аналоговую фотографию развиваться или он скоро пойдёт на спад. Но пока плёнки популярны и доступны, можно попробовать себя в аналоговой фотографии.

О лучших плёнках, фотоаппаратах и том, как сымитировать аналоговые эффекты в цифровой фотографии, читайте в этом материале.

У кого хоть раз рука не тянулась к плёнкам, у того нет души / Фото: unsplash.com

Плёнки и плёночные фотоаппараты
Аналоговые эффекты в цифровой фотографии
Как сделать обработку фото «под плёнку»

Во многом тренд на плёнку обусловлен усталостью от точности и техничности. Получить достаточно резкие и технически грамотные изображения сейчас можно уже на среднебюджетный смартфон. Поэтому сам факт возможности фиксации реальности перестал казаться какой-то магией. А магии хочется.

Плёночная фотография её даёт: при съёмке на плёнку нельзя сразу посмотреть, что там получилось, приходится ждать проявки и предвосхищать результаты. Кроме того, это делает фотографию более земной и тактильной. Ощущения, что распечатанная аналоговая фотография «это вам не фальшивка, нарисованная ИИ» (если что, мы не осуждаем использование ИИ, и сами им активно пользуемся).

Ещё проявленную плёнку интересно разглядывать, пытаясь представить, как негатив будет выглядеть в позитиве / Фото: unsplash.com

Также важный фактор играет ностальгия и интерес к прошлому. На плёнку часто начинает снимать молодёжь: миллениалы, которые видели плёночные камеры в детстве и теперь ностальгируют, и поколение Z, для которого это вовсе экзотика.

Плёнки и плёночные фотоаппараты

Плёночные фотоаппараты бывают очень разными (как впрочем, и цифровые). Собрали для вас несколько моделей в разных категориях под разные цены.

Лучшая новая плёночная камера — Pentax 17. Аналоговые фотоаппараты по-прежнему производятся, и если вы хотите новую модель, стоит обратить внимание на Pentax 17. Это тот самый фотоаппарат, который стали производить после бума на плёнки последних лет.

Это очень простая камера, в которой нет полного ручного управления. Профи это не порадует, а вот тем, кому вникать в процесс настройки неинтересно, будет проще. 

Любопытно, что это полукадровая камера: в один стандартный горизонтальный кадр на плёнке она уложит два вертикальных. Сами картинки будут меньше, зато на плёнку в 36 кадров можно снять 72 фотографии.

Лучшая зеркальная плёночная камера — Nikon F5. Бывший флагман 1996 года, пожалуй, один из лучших плёночных зеркальных фотоаппаратов на сегодня. В модели есть стандартные режимы приоритета диафрагмы и выдержки, и очень приличный автофокус. Из минусов можно отметить, что камера достаточно крупная, но тут ничего не поделаешь — это профессиональная зеркалка. Та самая Большая Чёрная Камера.

Лучшая плёночная камера для путешествий — Olympus Trip 35. Модель 1967 года всё ещё можно встретить на вторичном рынке. Она помещается в карман, у неё прекрасный объектив с 40 мм f/2.8. У модели нет ручных настроек: её задача — сделать фото быстро, а не суперкачественно. Это позволяет считать Olympus Trip 35 неплохим вариантом для новичка.

— Лучшая высокобюджетная плёночная камера — Leica MP. Если хочется роскоши и снимать на Leica, это — ваш вариант. Цельнометаллическая дальномерная камера с первоклассной сборкой. Держа её в руках, можно почувствовать себя плёночным фотографом на все 100%: это полностью ручная дальномерка, все настройки придётся ставить самостоятельно. Отличный повод наконец освоить треугольник экспозиции.

— Лучшая камера для ломографии — Любитель 166+. Симпатичная модель с приветом из СССР. Фикс-объектив на 75 мм, минимальная возможность работать с настройками и отдельная ручка для покадровой перемотки — отличное сочетание для этого жанра фотографии.

Вообще, конечно, смешно выбирать лучшую камеру для ломографии, потому что суть ломографии как раз в несовершенстве. Поэтому к этому пункту не стоит относиться слишком серьёзно. Если у вас в шкафу завалялся какой-нибудь древний «ЛОМО Компакт» — он и будет лучшим. Банально потому, что он под рукой.

— Отдельная история: моментальные камеры. Самые популярные на сегодня: Fuji Instax Mini 12 и олдскульные Polaroid. Больше моментальных фотоаппаратов, хороших и разных, вы найдёте в этом обзоре.

Аналоговые эффекты в цифровой фотографии

У плёночной фотографии есть несколько характерных черт, которые можно имитировать, чтобы создавать нужное настроение. Это: 

— зернистость (любая плёнка даёт шум, считается, что это добавляет снимку текстуры и осязаемости);
— ошибки и засветы на проявке. Понятно, что плёнку можно проявить и без явных ошибок, но небольшие засветы и прочие несовершенства усиливают ностальгический эффект;

Съёмка на ЛОМО Компакт. Откуда блики, сказать сложно. Возможно, где-то в корпусе старичка есть щели / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

— виньетирование. Затемнения по углам кадра очень характерны для винтажных объективов. Они помогают фокусировать внимание зрителя на объекте в центре. Хотя, если совсем честно, это скорее баг, в современных стёклах от виньетирования стараются избавиться;
— общая легкая нерезкость и мягкий фокус — для имитации несовершенной системы фокусировки старой камеры и оптических схем винтажных объективов;
— характерные для конкретной плёнки цвета и контрастность.

Часть из этих черт можно сымитировать ещё на этапе съёмки. Например, плёночное настроение создаёт съёмка через призму, мультиэкспозиция, фантазийные фильтры и софт-фильтры

Мягкий фокус «под плёнку» на современную беззеркалку с помощью софт-фильтра / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Также аналоговые эффекты можно добавлять к уже сделанным фотографиям на этапе постобработки. Например, сниженную резкость, зернистость и виньетирование удобно накидывать в Adobe Lightroom и других графических редакторах. Подробнее о том, как сымитировать плёнку в Lightroom, речь пойдёт в следующем разделе.

Есть ряд приложений, созданных именно для того, чтобы добавить на фото плёночный колорит.

Например, можно попробовать: 

— Dazz Cam. Простое и удобное приложение, которое в один клик добавляет цветокоррекцию под разные популярные плёнки. Также можно добавить другие плёночные эффекты, например блики, засветки и царапины. Есть бесплатная версия, но будет показывать рекламу;
— OldRoll. Забавное приложение, имитирующее съёмку на разные старые камеры. Отдельный лайк за интерфейс — «аналоговые» рычажки экспокоррекции и других настроек вызывают умиление. Есть бесплатная триал-версия;

Интерфейс приложения во время съёмки. Это, конечно, скорее игрушка, чем реальный инструмент. Но иногда хочется и поиграть / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

— Snapseed. В приложении есть целая подборка винтажных эффектов и цветовых решений под разные плёнки. Подробнее о нём и о плёночных тонировках в частности мы писали здесь. Использовать можно бесплатно;
— VSCO. Нестареющая классика. В приложении есть множество плёночных пресетов (например, Kodak Portra, Fuji Pro).

Как сделать обработку фото «под плёнку»

В этом разделе покажем на конкретных примерах, как самостоятельно сделать обработку в Adobe Lightroom под пять популярных плёнок. Можно внести эти настройки в редактор и сохранить себе пресеты на будущее.

Kodak Ektar 100:

  • температура: +5;
  • тени: +10;
  • чёрные: -5;
  • контраст: +15;
  • насыщенность: +10;
  • S-образная кривая (усилить контраст); 
  • в красном канале в кривых слегка поднять светлые тона;
  • HSL: красный: Hue +5, Saturation +10; синий: Hue -5, Saturation +15; зелёный: Hue +5, Saturation +5;
  • эффекты: зернистость: количество — 20–30, размер 25;
  • виньетирование: -10.
Kodak Ektar 100: насыщенный и контрастный / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Ilford HP5:

  • стиль: чёрно-белый;
  • контраст: +30; 
  • тени: -10; 
  • чёрные: -15; 
  • белые: +5; 
  • чёткость: +10; 
  • сильная S-образная кривая; 
  • эффекты. Зернистость: количество — 40-50, размер — 30; 
  • виньетирование: -15.
Ilford HP5: классика чёрно-белой фотографии. Контрастная зернистая плёнка / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Fuji Provia 100F:

  • температура: -3 (холодный оттенок);
  • тени: +15 
  • чёрные: -5; 
  • контраст: +10; 
  • чёткость: +5;
  • HSL. Зелёный: Hue -5, Saturation +5, синий: Hue +5, Saturation +10, пурпурный: Saturation -5;
  • эффекты: зернистость — количество 15, размер — 20. 
  • Виньетирование: -5. 
Fuji Provia 100F: холодноватый и гармоничный цвет / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Kodak Gold 200:

  • температура: +10;
  • тени: +20; 
  • чёрные: -5;
  • контраст: +5;
  • насыщенность: +10;
  • HSL. Жёлтый: Hue +5, Saturation +10, красный: Hue +5, Saturation +5, зелёный: Hue -5;
  • эффекты: зернистость: количество 25, размер — 25. Виньетирование -5. 
Kodak Gold 200: мягкий контраст и тёплый солнечный тон / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Polaroid:

  • температура: +15;
  • тени: +30;
  • чёрные: +10; 
  • контраст: -10;
  • чёткость: -5;
  • насыщенность: +5;
  • дымка: -15;
  • кривые: низкий контраст, поднятые тени;
  • эффекты: зернистость — количество 15, размер — 20.
Приглушённые «выгоревшие» цвета Polaroid сложно спутать с чем-то / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

27 мая 2025

86

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые