Фотосклад.ру Фотомагазин №1 Эксперт Обзоры, статьи, сравнения Дисконт Скидки до 60% Сервис Дополнительные услуги Фотосклад.ТВ Видеообзоры и тестирования
Ваш город — Санкт-Петербург.
Правильно?
(812) 38-555-39

с 8.00 до 22.00 по МСК

не смогли дозвониться?
Личный кабинет

вход или регистрация

Зарегистрироваться
Корзина

пусто

Построение сценария фотографии

"Фотосклад.ру"
26.09.2017

Любая интересная постановочная фотография начинается с идеи. Идея формируется за счет разных причин: будь то социальная проблематика, стремление к эстетическому отображению мира, реализации фантазии или выполнению задания заказчика. Но все эти причины объединяет одно: первоначально идея кадра абстрактна и выражается в основном через чувственный спектр восприятия фотографа. Если сразу стремиться создать кадр, основываясь лишь на собственных ощущениях, то результат будет далек от задуманных фантазий, поэтому выгоднее заранее построить сценарий фотографии - план действий, которые позволят достичь поставленных целей.

Построение сценария фотографии

Как было уже сказано ранее, все начинается с идеи. В ее формировании фотографа может ограничивать только фантазия и больше ничего. Но что бы фотограф не придумал, замысел лучше записать. Это и есть первый пункт в составлении сценария. Самый простой.

Дальше немного сложнее. Необходимо записать образ персонажа/персонажей, которые будут запечатлены в кадре. Благо, в большинстве случаях при записи задумки кадра мы используем прилагательные, которые помогут сузить выбор необходимых элементов для того, чтобы персонаж читался аудиторией. В статье “Создание образа в фотографии. Элемент первый.” подробно описана система подбора одежды и аксессуаров для раскрытия персонажа.

Построение сценария фотографии

Есть лишь одно “но”: порой приходится создавать персонажа определенной эпохи, специализации или образа жизни. И, если создатель снимка не имеет прямого отношения к выбранной тематике, то лучше проконсультироваться со специалистом, чтобы не получилось, как часто бывает, что у девушки времен второй мировой современная косметика, или у представителя средних веков не соответствующие материалы в одежде. Каким бы вымыслом не являлся персонаж, он должен быть правдоподобен и достоверен. А истинность образа всегда кроется в деталях.

По своему опыту могу сказать, что большинство специалистов легко идет на контакт и рады проконсультировать по всем возникающим вопросам. А социальные сети упрощают поиск необходимых экспертов.

Построение сценария фотографии

Следующим пунктом сценария является среда существования вашего персонажа. В идее либо уже имеются зачатки необходимого пространства, либо предполагается гармоничное окружение, направленное на поддержание образа. Все параметры, которые необходимо учесть вы можете почерпнуть из статьи “Создание образа в фотографии. Элемент второй.”. Что же касается привнесения в изображение необходимого пространства, то существует два пути: либо создание окружения с нуля, либо поиск уже существующей локации.

У каждого из путей есть свои особенности. Для создания с нуля вам понадобится учесть все необходимые пропорции пространства: глубину, ширину и высоту. Как вы знаете, данные параметры по-разному отображаются в зависимости от выбранного угла объектива, посему оптику лучше выбрать в самом начале. Также рекомендуется до начала “строительства” учесть возможное освещение на вашей площадке. Есть ли шанс обойтись искусственным освещением, или необходимо естественное? Нужны ли подвесные системы для искусственного света? И пр. В зависимости от этого будет ясно: потребуется ли вам арендовать ангар для работы или хватит студии.

Прописывается схема площадки и смета, необходимая для ее реализации. При создании с нуля, само собой, требуется бюджет, порой не маленький, и мало кто из фотографов сразу начинает свой творческий путь с этого направления.

Построение сценария фотографии

Тратиться никто не любит, что в случае с выполнением коммерческой работы (на российском рынке многие заказчики считают, что любую фотографию можно создать просто нажав на кнопку фотоаппарата или “дорисовать” на процессе постпродакшена), что при реализации собственных творческих проектов. Но к данному пути стоит стремиться, т.к. рамки реальности итогового контента раздвигаются и создаваемый вами продукт становится более уникальным.

Поиск уже существующей локации на просторах интернета пока развит не очень хорошо: сайтов для фотографов с “интересными местами” очень мало, наполнение их скудное и не блещет разнообразием. Google maps ограничен в основном открытыми локациями и часто предоставляет устаревшую информацию об их внешнем виде. Самый проверенный метод - это лично посетить необходимое пространство. Благо, идея сузит область поиска: вряд ли для персонажа 19 века вы будете искать локацию среди небоскребов.

Построение сценария фотографии

После нахождения необходимой сцены для вашей фотографии, нужно учесть следующие нюансы:

Разрешена ли съемка? Хоть конституция нашего государства и гарантирует свободу граждан в поиске, получении, передаче, произведению и распространению информации любым законным способом, но все же есть определенные ограничения, связанные с коммерческой, военной и пр. сферами. На просторах интернета собрано уже немало статей, которые описывают и разъясняют доступным языком законы регламентирующие фотосъемку в РФ. Рекомендую с ними ознакомиться.

Посторонние элементы - под этим нюансом подразумеваются то, что находится в реальности на выбранном вами пространстве, но в чем вы не нуждаетесь при создании кадра. Например, припаркованные машины, рекламные стенды, вывески, мусорки и пр. Чужую машину перегнать за рамки кадра мы не можем, да и демонтировать внешнюю рекламу тоже. Данный вопрос решается обычно двумя путями: либо выбором нужной точки фокуса, при которой ненужные элементы в кадр не попадут, либо уже на этапах обработки изображения. Также не забудьте учесть “популярность” пространства, чтобы выбрать время суток для съемки, в которое будет необходимое для вашей задумки количество посторонних людей (прохожих, посетителей и т.д.).

Освещение. При анализе выбранного пространства нужно учесть не только количество естественного/искусственного света, но и отражающие поверхности. Отражать свет может все, что угодно (кроме черных дыр). Так мир устроен. Но во время съемки большинство рефлексов слишком слабы, чтобы брать их в расчет. Внимание заслуживают элементы из стекла, воды (снег, лед), пластика, металла и подобного. Неучтенный сильный рефлекс способен изменить объем вашего изображения. А все изменения без ведома автора редко приводят к чему-либо хорошему.

Построение сценария фотографии

Создав персонажа и поместив его в среду обитания, кажется, что уже все готово, но, как бы не так. Следующим пунктом сценария является действие. Иными словами история, контекст вашего изображения.

Из статьи “Создание образа в фотографии. Элемент третий.” мы уже знаем, что действия, совершаемые персонажем, считываются зрителем в первую очередь при восприятии контента изображения. Как же выделить в своем воображении те действия, которые продлят и насытят контекст фотографии, а не укоротят его своей простотой? Должен уточнить, что здесь подразумевается не визуальная простота, а информационная.

Предполагаемые деяния героя вашего кадра можно распределить по трем признакам: время, необходимое для совершения действия, узнаваемость у аудитории и соответствие образу персонажа.

Время пропорционально влияет на информацию в изображении: чем больше времени необходимо для совершения действия, тем больше информации вкладывается.

Построение сценария фотографии

Просматривая фотографию, зритель считывает не только то, что непосредственно изображено на снимке, но и всю известную ему информацию о совершаемом действии.

Фотограф может разделить предполагаемые поступки своего персонажа на мгновенные, продолжительные и вечные. К мгновенным действиям относятся те, что сами по себе не несут глубокого смысла и времени на их совершение нужно немного: например, шаг, бросок, поправление волос/одежды, почесывание уха и прочее. Подобные действия не задержат зрителя в кадре надолго, но их можно раскрыть окружающим контекстом, переведя из мгновенных в продолжительные, которые в свою очередь всегда связаны с заранее известной зрителю информацией.

Множество действий в фотографии можно сформировать за счет окружающих персонажа предметов. Самым простым примером будут кадры, отображающие профессию портретируемого. При демонстрации взаимодействия человека с инструментами труда, зритель облекает увиденное в известную из собственной повседневной жизни информацию: благо, школьное образование, телевидение и даже реклама расширяют кругозор и дают возможность более длительному восприятию изображения.

Легко представить портрет часовщика, скрупулезно ремонтирующего механизм часов. Его действия, благодаря окружающим персонажа предметам, будут передавать зрителю и временной контекст, побуждая фантазию простроить историю существования героя снимка.

Построение сценария фотографии

Вечные действия, хоть и звучат, эпично, но являются самыми обыденными в фотографии. Обычно, это позиция человека: как он сидит, стоит и пр.. Простым языком, вечные действия должны быть удобны и объяснены контекстом. Фотографу необходимо осознавать, что, создаваемое им изображение, статично. Все запечатленные действия будут существовать в кадре столько времени, сколько существует сам снимок (точнее будет сказать: столько времени, сколько на фотографию смотрит зритель). И если поступки или позиция героя неадекватны образу или не объяснены контекстом, то зритель ускорит прочтение изображения из-за нехватки информации, что приведет к более поверхностному восприятию.

Например, позиция обычного человека с ногой, перекинутой через голову, мягко говоря, неудобна, но если в той же позе находится тибетский йог, то у зрителя уже не возникнет диссонанса при прочтении. Именно из-за нехватки визуального “объяснения” кадры с людьми, обнимающими деревья, сидящими в вечерних платьях на траве, с рукой на голове и пр. читаются быстро и не остаются в памяти у зрителей. Как уже говорилось ранее, фотограф должен отходить от фраз в своем сознании “так может быть”, “ну, он (персонаж) же мог подобное совершить” и подобное, т.к., хоть в реальности возможно все, зритель не будет тратить свое время и силы на прочтение изображений с информационно разрозненным контентом.

Узнаваемость у аудитории - параметр, зависящий только от целевой аудитории. Если мне показать кадр с персонажем, разрабатывающим аппаратуру для измерения магнитных полей, то максимум, что я пойму с изображения, что на ней показан человек науки (и то, если на нем будет белый халат), т.к., к сожалению, мои познания данной области очень скудны, и я не являюсь целевой аудиторией подобного снимка. Посему фотограф должен либо четко осознавать, кто будет читать его работы, либо раскрывать содержание очень подробно, чтобы даже несведущий зритель смог воспринять заложенный контент. Например, зачастую, для изложения сложной тематики для неосведомленной аудитории посредством фотографии используется серия снимков, а не единичная работа.

Соответствие образу - самая простая характеристика действия. Мы, как и зрители, можем использовать при построении сценария стереотипы: у нас уже заложены возможные поступки как представителей определенных профессий, исторических личностей, выдуманных персонажей и других всевозможных образов. Единственное, что мы обязаны соблюсти, так это гармонию взаимосвязи героя с его действиями или объяснить контраст между ними.

Построение сценария фотографии

Последним параметром построения сценария является выбор модели. Типаж, мимические и физические возможности выбранного человека должны соответствовать требованиям снимка и идеи в целом. Если же перед фотографом стоит задача отобразить в кадре определенного реально существующего человека, то необходимо проанализировать его личность, выявить качества, которые нужно запечатлеть, и уже основываясь на них, создать персонажа, подкрепив его всем вышеперечисленным. Почему не попытаться просто отснять человека таким, какой он есть в реальности? Причин много: большинство людей во время постановочной съемки чувствуют стресс и меняют свою манеру поведения, зритель не познакомится, не поговорит, не увидит в реальном времени Личность, с которой мы работаем. Аудитория нашего снимка в итоге будет наблюдать только его внешность, и, без контроля фотографа, не получит возможности прочтения всей, необходимой для отображения истории человека, информации. Поэтому более высокое качество визуальной продукции достигается построением “по сценарию”, а не попыткой поймать в хаосе реальности того мгновения, что будет отображать зрителю всё необходимое для раскрытия контента фотографии.

Надеюсь, данная статья поможет тебе, дорогой читатель, систематизировать процесс работы и упростит создание фотографий, смысл которых заключается не только в отображении эстетики, но и в личности запечатленных персонажей, их истории и жизни.


Хочешь получать новые материалы раз в неделю? Подпишись.
0
200
0
Комментировать
CAPTCHA
Введите код с картинки: