Одна из самых выразительных и при этом простых схем света в фотографии — рембрандтовский свет. Её назвали в честь художника Рембрандта ван Рейна, на чьих полотнах была объёмная и драматичная светотень. Фотографы любят эту схему за простоту, контраст и за то, что она выгодно подчёркивает форму почти любого лица.
Это классическая схема, которую можно реализовать как в студии, так и дома. Она придаёт портрету художественный характер. Чтобы добиться нужного эффекта, достаточно одного источника света, грамотного расположения и понимания, как должна выглядеть тень.
Разберёмся, как выглядит рембрантовский свет, как его создать и какое оборудование понадобится.

Чем примечателен стиль Рембрандта
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) — голландский художник, сын мельника, мастер светотени, психологических портретов и передачи эмоций людей. Когда он переехал в Амстердам, то быстро стал востребованным и богатым живописцем.
Он нарушал сложившиеся каноны в искусстве того времени: люди ценили живость его полотен и естественность лиц, но при этом Рембрандт мог пренебречь пожеланиями заказчиков. Например, написать для украшения ратуши картину «Заговор Юлия Цивилиса» в стиле, близком к экспрессионизму, хотя жанр оформится спустя триста лет позже после смерти творца. Видимо, это настолько не понравилось заказчикам, что полотно вернули художнику. Этот тот подход «я — художник, я так вижу», сделал Рембрандта бессмертным мастером, но разрушил карьеру.

Одно из знаковых полотен в своей карьере «Ночной дозор» Рембрандт переделал, нарушив договорённости с заказчиками: добавил с дюжину посторонних людей на картину, изобразил людей в динамике, чего не предполагал жанр классического парадного портрета, лица на заднем плане сделал нечёткими и поместил туда девушку, в облике которой читался образ его не так давно умершей любимой первой жены. Заказчики были в ярости, требовали вернуть деньги. Полотно несколько раз пытались уничтожить.

Считается, что именно с «Ночного дозора» начался закат прижизненной популярности художника — под конец некогда баснословно богатый и востребованный Рембрандт распродал почти всё имущество, объявил себя банкротом, много пил и умер в такой глубокой нищите, что даже не нашлось денег ему на похороны.
Особенности художественного стиля в портретах Рембрандта
- Отказ от рафинированного образа человека. Люди на портретах Рембрандта были не идеальными, но настоящими. Заказчики портретов очень ценили за это художника. Похоже на современный тренд на естественность и ретушь без ретуши, когда сначала в моде были идеальные лица, тела и кожа, но общественный вкус изменился.

Читайте также:
Как сделать фото без ретуши — 10 советов
— Человек в движении. Если посмотреть на людей на картинах Рембрандта, то часто кажется, что художник не нарисовал их, а как будто сфотографировал, ухватив полудействие, не оформившееся в окончательное движение. Этот приём до сих пор в тренде. Динамичные фото в движении особенно любят в фэшн-фотографии.

Читайте также:
10 советов новичкам в фэшн-фотографии
— Живые эмоции и психологизм. Выражения лиц у героев картин Рембрандта такие же пойманные внезапно, как и движения, будто подсмотренные. Ему важно показать не просто лицо, но индивидуальность и характер.

– Коричнево-красная-золотая цветовая гамма. Яркая особенность Рембрандта — колористическая палитра его картин. Он тяготел к тёплым цветам, а особенно коричневому, жёлто-оранжевому, красному. Красный стал занимать много места в поздней живописи автора.

Несмотря на то, что в своём творчестве художник использовал всего 14 пигментов, а на позднем этапе сократил их всего до шести, это не сделало его живопись скудной. Это используют и в современной фотографии — работают с минимумом цветов в кадре, обесцвечивают лишнее или перекрашивают на постобработке.
— Техника венецианской кьяроскуро, когда светом выхватывается самое важное для сюжета картины, а всё остальное тонет в полумраке.
Изначально это техника гравюры на дереве, в которой не воспроизводили светотень и рисовали контур, а выхватывали цветовые пятна, создающие светотеневой объём. В дальнейшем термин расширился и им стали обозначать световые и теневые пятна и их градацию. По сути, это синоним термина светотень.

В фотографии работа над светотенью — это работа с расстановкой света во время съёмки, а на постобрабокте — работа с контрастом, кривыми, ретушь в технике dodge and burn.
Читайте также:
Гайд по кривым: как обработать фотографию самым мощным инструментом Photoshop
— Объёмный, контрастный и драматичный свет. Ему мы посвятим весь оставшийся текст и разберём максимально подробно.
Что такое рембрантовский свет
Рембрантовский свет — схема освещения, при которой на лице модели с теневой стороны образуется треугольник света под глазом. Он появляется, если разместить основной источник света под углом около 45° к лицу и чуть выше уровня глаз.

Признаки рембрандтовский света
- Свет падает с одной стороны и немного сверху.
- Противоположная сторона лица остаётся в полутени.
- Световой треугольник под глазом на теневой стороне лица.
- Без жёсткой засветки фона и щёк.
Эта схема подчёркивает объём и форму лица, придаёт портрету выразительность и драму. Её часто используют в мужских и художественных портретах.
Как поставить рембрандтовский свет
— Поместите источник света по диагонали от модели — примерно под углом 45° к носу. Это может быть и импульсный, и постоянный свет.
— Поднимите источник выше уровня глаз, чтобы тень от носа падала на щёку. Ориентируйтесь на 20-50 сантиметров.
— Следите, чтобы носовая тень соединялась с тенью от щеки, образуя треугольник света.
— Свет ставьте на расстоянии 1–1,5 метра от лица.
— Не используйте слишком мощный свет: важно сохранить переходы и мягкость.
— При необходимости закройте свет шторками или наденьте соты, чтобы сфокусировать пучок.
Читайте также:
Соты для софтбокса: зачем нужны, как пользоваться
Как неправильно ставить рембрандтовский свет: три ошибки новичков
- Слишком высокий или низкий свет. Треугольник исчезает, глаза тонут в тени. Важно регулировать высоту источника, если человек сидел, а потом встал или наоборот.

- Жёсткий свет без рассеивателя, из-за чего возникают грубые тени и пересветы.

- Свет направлен не по диагонали, а в лоб. Получается плоская фронтальная схема без теней. Объём теряется, свет становится невыразительным.

Что нужно для рембрантовского света
— Моноблок постоянного или импульсного света или накамерная вспышка с рассеивателем на стойке, или естественный свет из окна. В последнем случае посадите модель рядом с окном так, чтобы свет шёл сбоку и сверху. Используйте шторы как рассеиватель.
Важно: чтобы снимать с внешней вспышкой на стойке, вам нужен синхронизатор.
— Софтбокс или стрипбокс для моноблока или вспышки. Дают мягкий направленный свет. Размер софтбокса — не меньше 60×90 сантиметров.
— Отражатель или второй источник света — по желанию. Они помогут смягчить тени, слегка подсветив тёмную сторону лица.
Читайте также:
Отражатель света: как выбрать, советы по использованию, схемы