Считается, что широкоугольный объектив — инструмент странный, немного специфический и нужный разве что любителям архитектуры и некоторым пейзажистам. Но в современных реалиях, учитывая, что большинство основных камер смартфонов — умеренные широкоугольники, это уже давно неактуально. О том, как приручить широкоугольник и каких ошибок следует избегать, читайте в этом материале.

Будьте ближе к объекту съёмки
Снимайте ракурсно
Стройте многоплановые композиции
Осторожнее с контровым светом
Попробуйте снимать людей, но осторожно
Следите за задним планом
Широкоугольными считаются объективы с эквивалентным фокусным расстоянием в диапазоне от 4 до 50 мм. 35-е объективы и полтинники относятся к умеренно широкоугольным (многие полтинники вообще считаются вполне себе портретниками), а всё, что меньше 35 — выражено широкоугольные объективы. Они дают сильные перспективные искажения, из-за которых картинку, полученную при помощи таких стёкол, сложно с чем-то спутать.

Подобные объективы часто используются и при съёмке архитектуры, и в стрит-фотографии, и в свадебной.
Самые необычные широкоугольные объективы — фишаи (или «рыбьи глаза»). У них искажения по краям кадра ещё и закругляются. Такая техника действительно достаточно специфична, используется для создания сферических панорам и шаржевых картинок.

Будьте ближе к объекту съёмки
Искажения прямых по краям кадра становятся особенно заметными и эффектными, если вы находитесь близко к объекту, который снимаете. Они помогают подчеркнуть масштаб, придать грандиозности. Также такие искажённые перспективой линии добавляют в кадр динамики и движения даже там, где его нет и быть не может.

Кроме того, большая проблема при съёмке на широкоугольный объектив — что он цепляет много ненужного в кадр. Если вы, например, снимаете на ширик музыкантов, выступающих на сцене, приходится стоять к ним практически вплотную. Иначе в ваш кадр обязательно влезет кто-нибудь другой, кто тоже снимает их на свой смартфон.
Снимайте ракурсно
Если снимать на широкоугольный объектив (особенно на умеренный ширик) с уровня глаз, есть большая вероятность, что снимок будет скучным. Широкоугольники раскрываются при работе с необычных ракурсов. Например, сильно сверху или снизу. Или практически вдоль объекта.
Например, классический сюжет: съёмка автомобилей или мотоциклов снизу со стороны заднего колеса.

Ещё один вариант, который сложно реализовать с каким-либо объективом, кроме широкоугольника — съёмка строго снизу или строго сверху. Например, подобный снимок точно украсит свадебную серию.

Стройте многоплановые композиции
Широкоугольные снимки могут прекрасно передавать объём и глубину пространства, если правильно подходить к построению композиции. Посмотрим на такой пейзаж, снятый на умеренно широкоугольный объектив.

Проблема этого пейзжа в том, что он одноплановый. На переднем плане нет ничего, что притянуло бы взгляд, только снег. Справа есть кусочек озера, но он никак не обыгран, скорее создаёт лишний шум.
Теперь посмотрим на этот пример:

Взгляду зрителя есть куда двигаться, есть что поразглядывать, потому что передний план с травой просто отлично создал иллюзию глубины. Здесь вообще очень интересная компоновка в плане работы с широкоугольным объективом. Съёмка идёт немного сверху, что даёт объём переднему плану (если опустить камеру ниже, трава перегородила бы небо и стала бы плоской — мы видели бы только передний ряд травинок). А так мы видим объём этого небольшого поля ржи.
Ещё один интересный момент, что отлично проработаны и трава, и звёздное небо — это яркий пример снимка, сделанного в технике HDR. Кроме того, такая компоновка отлично вписалась в правило третей, что опять же делает её удачной.
Если найти передний план невозможно, можно попробовать сделать его из земли под ногами, взяв максимально нижний ракурс. А остальное за вас сделает перспектива. Такой фокус отлично прокатывает с выражено широкоугольными объективами. У умеренных шириков этот эффект будет не настолько выразительным.

О том, что ещё может помочь сделать кадр более объёмным, читайте в этом материале.
Осторожнее с контровым светом
Особенно в случае с бюджетными фишай-объективами — могут пойти хроматические аберрации. Это оптический эффект

Этот дефект не слишком страшен, от может появиться при съёмке на разные объективы. Тем более, что хроматические аберрации можно достаточно легко убрать в процессе постобработки. Больше информации по теме вы найдёте в этом материале.
Попробуйте снимать людей, но осторожно
Очень интересные и стильные картинки можно получать, снимая ростовые портреты людей ракурсно. Например, со стороны ног. Если нет задачи сохранить пропорции и сделать именно классический портрет, это отличная возможность создать в кадре динамику.

Есть один существенный недостаток съёмки людей на широкоугольные стёкла — нужно быть очень близко, подходить почти вплотную. Предупреждайте модель, что сейчас будете снимать с небольшого расстояния, практически тыкать объективом в лицо. Некоторым людям в такие моменты может быть некомфортно.
Подробнее о том, можно ли снимать широкоугольные портреты и как это делать правильно, мы писали здесь.
Следите за задним планом
При съёмке на широкоугольник в кадр попадает много пространства. С одной стороны, это хорошо (о чём мы говорили выше). С другой стороны, чем шире угол, тем проще насобирать в кадр ненужных урн, случайных прохожих и прочего визуального шума. Поэтому важно постоянно контролировать, что там на фоне.

Подобные мелкие недостатки — настоящий бич широкоугольных фотографий. Одна радость — убрать такую мелочёвку очень просто. Для этого понадобится графический редактор и несколько минут времени.
О том, как почистить фото от ненужных проводов, канализационных люков и случайных людей, читайте в этом материале.