35awards — ежегодный международный фотоконкурс. Его проводят онлайн, и он один из самых крупных. У него разные номинации, так что любой фотограф найдёт интересный для себя жанр: репортаж, макро, детский портрет, ню, подводная фотография, пейзаж, натюрморт, монохромные снимки… Позиций больше десятка, они меняются из года в год. Да, остаётся база вроде женского портрета или пейзажа, но недавно добавилась номинация AI, а в предыдущие годы был минимализм, которого нет в 2025-м.
Мы прочитали интервью победителей и участников фотоконкурса, а также проанализировали работы победителей в разных жанрах 35awards в 2024 году, чтобы попытаться понять, чем отличаются снимки лучших фотографов.

Зачем вам 35awards — советы участников и победителей
Читая интервью победителей конкурсов, кажется сложным проследить закономерность. Например, макрофотограф Сергей Чупахин, вошедший в топ-100 лучших в 2017 году, с одной стороны, внимателен к технической стороне съёмки: переделал свою камеру под инфракрасную съёмку, сконструировал фокусировочные авторельсы, чтобы кадр получался максимально резким, но при этом — фотографирует дома, а для освещения использует обычные накамерные вспышки, а не дорогой студийный свет. Другой фотограф, Иван Ковалев, выигравший в 2017 году в номинации «Фэшн и гламур», вообще победил с автопортретом, который он снял для сайтов и который был чистой импровизацией.
При этом один из участников, Евгений Санин, который ведёт свой фотоблог, сетовал, что вообще не понимает критерии отбора. Что часто банальные кадры выигрывают, а сложные почему-то отсеиваются жюри. Он так разочаровался, что перестал участвовать в конкурсах, пока его не переубедил профессор фотографии Владимир Вяткин вот такими словами:
Автор согласился и теперь время от времени участвует в конкурсах ради того, чтобы оценить других, а не победить. У него есть пост про 35awards 2025-го года. В нём он делится мыслями, что «самыми интересными получаются кадры, в которых автору удалось снять что-то уникальное или даже известное, но по-новому — с другого, более интересного угла. Бесспорно, есть кадры, которые просто невозможно повторить — на них запечатлены очень редкие моменты. И в этом их ценность». То есть, привлекает либо неповторимость самого события, либо неповторимость взгляда фотографа.

Фотограф Наталья, ставшая резидентом 35photo, который даёт возможность голосовать как профи в 35awards, вот так объясняет, зачем участвовать в фотоконкурсе: «чем больше я смотрела, тем больше понимала, что мне хотелось бы улучшить в своих работах или сама давала комментарии помощи другим, как это называется, формировала насмотренность, что тоже является способом обучения». Да, особенность премии не только в том, что оценивают тебя — ты тоже участвуешь в отборе, смотришь на конкурентов.
Есть и скептики, которые считают, что для победы в конкурсе нужно вложиться финансово. Иными словами, хорошо подготовиться к съёмке, найти или сделать реквизит, который воплотит идею. В целом, логично: автор продумывает концепцию, качественно её реализует, покупает или создаёт вещи, прибегает к помощи стилистов, визажистов, флористов. Да, уровень высокий. Конкуренция тяжёлая. Но это как художнику сетовать, на то,что приходится долго работать над картиной, чтобы она висела в музее.
Забавно, но, получается, участие в 35awards нужно для чего угодно, кроме самого соревнования и победы. В первую очередь, это поднимает ваш уровень, вы учитесь, смотрите на красивое, анализируете, вдохновляетесь.
Победители 35awards в 2024 году — чем уникальны их фотографии
Проанализируем снимки, которые вошли в топ-100 фотографий премии в 2024 году. Остановимся на жанрах: женский портрет, мужской портрет, чёрно-белые снимки, натюрморт, фэшн, стрит-фото.
Ниже расскажем, что бросается в глаза общего и различного у победителей фотоконкурса. Сразу отметим — это лишь общие наблюдения, исключения встречаются в каждом из тезисов.
Женский портрет

- Отсылки к живописи, которые прослеживаются в позах, костюме, фоне. Например, простоволосая девушка в ночной рубахе с козлёнком или статная дама в историческом платье.
- Нейтральный фон. Он максимально не отвлекает от главного — девушки, а часто его не видно из-за крупного кадрирования. Простой чёрный или серый задник. Никаких роскошных студий и декораций. В кадрах вообще нет ничего лишнего.

- Модельный типаж. Скорее всего, фотограф организовывал съёмку для себя, а не для клиента. Он сам выбирал человека, который будет в кадре, продумывал идею, костюм, реквизит.
- Рыжеволосые. Из первых 12 работ рыжеволосые модели на пяти снимках. Ещё бы, ведь это уникально, а потому привлекательно.
- Минимум макияжа. Кажется, что на большинстве моделей нет вообще никакой косметики. Фотографы стараются создать впечатление свежей, естественной красоты.
- Внимание к костюму. Исторические платья и ночнушки, летящие ткани, сложные фентезийные платья или кольчуга из лепестков роз — видно, что фотографы не стремятся просто сфотографировать красивое личико.
Читайте также:
Женский портрет: как работать с моделью и светом в фотостудии
Мужской портрет

- Колоритные мужчины в возрасте. Из 20 первых работ больше половины — 13 снимков — это скорее пожилые люди, даже не среднего возраста. Почти обязательный атрибут — морщины, сильная небритость, большая пышная борода или хотя бы усы.
- Коричневый, серый или чёрный фон. Также как и в женском портрете, что-то максимально не отвлекающее.
- Костюм может быть продуман, но на него меньше акцента и внимания, чем в женском портрете. Да, в кадре может быть сложная дублёнка, исторический костюм с мехом, но также и обычная майка, нечто чёрное, что вообще не читается, так как взгляд прикован к лицу, простая однотонная рубашка, тряпка, накинутая как капюшон, или модель и вовсе топлес.

- Минимум аксессуаров. Взгляд прикован к лицу, глазам, морщинам, причёске и бороде.
- Простое позирование и крупное кадрирование. Чаще всего это портрет по пояс или грудь, где даже не видно рук. То есть, победа в конкурсе — это прежде всего хорошо поставленный свет и яркий типаж модели.
В целом создаётся ощущение, что мужской портрет — гораздо менее конкурентная среда, чем женский. Бесспорно, что авторы готовятся, но, если вспоминать слова критиков фотопремии, которые сетовали на бюджеты, которые нужно тратить на съёмку, то тут вложения будут почти на минимуме.
Читайте также:
Мужской портрет: секреты съёмки, схемы света
Чёрно-белая фотография
В этой номинации всё гораздо сложнее, ведь объединяет кадры монохром, а жанр может быть любым. Но постараемся выявить что-то общее у победителей 2024 года.

- Снимки с движением. Это может быть застывшее мгновение, как, например, скакун в прыжке, но также простая, неспешная деятельность человека.
- Кадры на широкоугольный объектив, когда чувствуется и виден простор и даже немного искажаются пропорции.
- Ощущение масштаба. В кадрах много воздуха, они чистые, без лишнего. даже если это репортажные снимки или трэвел-фото. Вероятно, помогает кадрирование и удаление лишнего во время ретуши.

- Зрители голосуют за репортажные кадры из экзотических стран, архитектуру, снятую в необычном ракурсе, «портреты» диких животных и лошадей, когда они сфотографированы крупно.
- Низкий ключ доминирует. В основном кадры тёмные и очень контрастные — без цветокоррекции никуда. Да, встречается светлая «нежнятина», но редко.
- Много геометрии. Почти во всех кадрах, даже студийных портретах, есть явные линии, изгибы, перспектива, ритм. Композиция выстраивается очень осознанно. Здесь она гораздо сложнее и продуманнее, чем в женских и мужских портретах.
Читайте также:
Низкий ключ: что это такое, как снимать, схемы света
Симметрия в композиции: как применять и как нарушать
Линии как элемент композиции в фотографии
Чёрно-белый портрет: лайфхаки и особенности
Натюрморт

- Голландские натюрморты всё ещё есть, и их много, но гораздо меньше, чем в прошлые годы. Можно сказать, это — бессмертная классика, с которой точно не прогадаешь, но жанр открылся для экспериментов.
- Абстрактные композиции. Многие фотографии — не классические натюрморты. Тут тебе и свисающие тряпки со скомканными бумажками, и ползущая по высушенному листу улитка на фоне квадрата, и игра с тенями, и целиком геометрические композиции с акцентом на стекло и игру света. Жанр явно стал сложнее, хотя до сих пор встречаются и простые понятные работы а-ля «малина в чаше».

- Много прозрачного стекла. Жюри явно нравится, как свет и жидкости играют в таких ёмкостях. Не нужно искать что-то сложное и раритетное на блошином рынке — в любом супермаркете можно купить такое прозрачное минималистичное стекло.
- Минимум оттенков в цветовой схеме. Почти все работы — это либо монохроматика, где есть только один цвет и его оттенки, либо два-три контрастных, ярких цвета.
Читайте также:
Как сфотографировать голландский натюрморт: композиция и свет
Как фотографировать стекло и прозрачные предметы
Фэшн
Искать общее в номинации сложно, ведь каждая фотография и серия — уникальны и очень отличаются. Вероятно, в этом и особенность — самобытность.

- Минимум цветов. Или максимум три оттенка, или монохром, или минимум цветов с одним акцентом, не считая цвета кожи. Лаконичная цветокоррекция — это то, о чем задумываются авторы.
- Сюрреализм, странность и контраст в смыслах. Странные костюмы — дизайнерские или самодел, непонятные аксессуары, напоминающие волдыри или вязанку лука, ломанные или — наоборот — нарочито статичные кукольные позы.

- Отсылки. Самые разные: к живописи, массовой культуре, клишированным образам из старого кино.
- Несмотря на странность и абсурд: женственность, элегантность и непошлая сексуальность в позировании.
- Малоэмоциональные выражения лиц, холодность, отстраненность, статичность мимики. Мы смотрим как бы на манекен или кого-то надменного, не заинтересованного в зрителе никак.
Читайте также:
Модные фотографии: учимся фотографировать фэшн
10 советов новичкам в фэшн-фотографии
Как опубликовать снимки в модном журнале: инструкция для фотографов
Идеи для съёмки: как фотографу найти свой стиль
Стрит

- Обман ожидания и юмор. Часто победителей в этом жанре нужно рассматривать — кадры раскрывают свой смысл, они не то, чем кажутся на первый взгляд. Часто авторы шутят и приглашают посмеяться зрителя — показывают фотографией каламбуры, демонстрируют забавные случайности, яркие или комичные эмоции.
- Несмотря на то, что многое тут — случайность, композиция выверена. Здесь много геометрии, линий, направляющих взгляд, симметрии и контрастов. Часто используют фреймы — окна, арки.

- Неожиданные ракурсы. И в смысле точки съёмки, и в том, как фотограф построил композицию, чтобы поймать момент и создать эффект.
- История. Редко это просто красивый или геометричный кадр. Часто на фотографиях есть эмоции, люди в деятельности, что-то происходит. По одному кадру можно фантазировать и строить свой рассказ. Получается, авторы приглашают зрителя тоже проявить творчество и пофантазировать.
Читайте также:
Стрит-фотография для начинающих
Лайфхаки для стрит-фото: 12 советов для уличной съёмки
Ракурс в фотографии: как получить крутые снимки
Фрейминг в фотографии: как пользоваться композиционным приёмом