Пейзажная фотография — один из самых распространённых и любимых жанров среди начинающих. Многие любят снимать природу. На это есть две причины: красивый объект снимать просто и приятно и на пейзажах удобно оттачивать умение работать с базовыми настройками, цветом и композицией: есть время подумать и поэкспериментировать.
Чаще всего пейзажи — это статика. Но сегодня поговорим о том, как добавить в них немного динамики, используя длинную выдержку.

Длинная выдержка и городской пейзаж: убрать случайных прохожих
Длинная выдержка и вода: размытые ручьи и озёра
Длинная выдержка и очень быстрые явления: как поймать в кадр молнии или метеоры
Длинная выдержка и облака: сюрреалистичные пейзажи
Длинная выдержка и звёзды: небо в стиле Ван Гога
Длинная выдержка и городской пейзаж: размытые фары авто
Длинная выдержка — это отличный инструмент для того, чтобы подчеркнуть движение, даже если кажется, что в кадре его практически нет. Подробнее о самой технике съёмки с длинной выдержке мы писали здесь. Вкратце напомним технические основы.
Для длинной выдержки обязательно понадобится хороший надёжный штатив. Без него не получится размыть то, что нужно размыть, сохранив основную часть кадра несмазанной. Также для многих сюжетов с длинной выдержкой очень полезен нейтральный фильтр — он позволяет не пересветить кадр. Подробнее о том, что такое ND-фильтры и как выбрать подходящий, мы писали в этом материале.
Длинная выдержка и городской пейзаж: убрать случайных прохожих
Длинная выдержка — очень многофункциональная штука. Например, с её помощью можно снимать безлюдные пейзажи в популярных туристических местах. Это частая проблема, когда случайные прохожие портят хороший кадр.

Фишка в том, чтобы подобрать выдержку, которая будет длиннее, чем движение объекта, который портит ваш кадр. Если, например, человек пересекает его 5 секунд, а вы выберете выдержку в 10, этот человек исчезнет.
Этот вариант подойдёт, если людей не слишком много, они двигаются, а сама сцена, которую вы снимаете, не слишком тёмная. В противном случае в кадре могут оставаться призраки. Тогда лучше воспользоваться методом стекинга, который мы подробно описывали в этой статье.
Длинная выдержка и вода: размытые ручьи и озёра
Один из самых частых вариантов применения длинных выдержек в пейзажной фотографии — размыть с её помощью воду. Причём этот приём можно использовать как для текучей воды (ручьёв, рек и т.д.), так и для относительно спокойной (озёр, прудов). Дело в том, что вода постоянно находится в движении, поэтому в любом случае хоть немного, но размоется на длинной выдержке.
Классический кадр с ручьём и длинной выдержкой выглядит так:

Для съёмки подобных пейзажей обязательно потребуется ND-фильтр. Без него сложно получить нужную экспозицию и не пересветить кадр.
Со стоячей водой тоже получается интересный эффект — она, размазываясь, начинает выглядеть ещё более спокойной, напоминающей туман.

Длинная выдержка и очень быстрые явления: как поймать в кадр молнии или метеоры
Как ни пародоксально, при помощи длинных выдержек можно ловить быстрые и неуловимые природные явления: например, молнии.
Тут фишка в том, что никто не может заранее угадать, когда именно ударит молния. Но если делать кадр с выдержкой в 10 минут в грозу, и молния ударит в эти 10 минут — она будет зафиксирована.

Опять же, применить этот приём не получится без нейтрального фильтра — кадр будет неизбежно засвечиваться. Но даже с ND-фильтром лучше не ставить один кадр с выдержкой в час, а делать серию из нескольких кадров с выдержкой минут в 10. Так проще и подобрать настройки, и меньше шансов, что снимок всё же окажется пересвеченным.
Снимая подобные атмосферные явления, помните о собственной безопасности и берегите камеру. Подробнее о том, как фотографировать под дождём, мы писали в этом материале.
У некоторых современных беззеркалок есть интересный режим, который позволяет обойтись без фильтров и прочих ущихрений. В нём камера сначала снимает кадр, а после добавляет только объекты, которые более светлые, чем изначальная экспозиция. Это очень удобно для съёмки молний, метеоров, северных сияний и прочих непредсказуемых светящихся явлений. Также его удобно использовать для съёмок в технике фризлайта.
Длинная выдержка и облака: сюрреалистичные пейзажи
Облака на длинной выдержке размазываются не хуже, чем вода. В этой ситуации также можно получить несколько разные эффекты в зависимости от погоды и длины выдержки. Мягкая сплошная облачность на очень длинных выдержках будет смотреться примерно так же, как стоячая вода — превратится в завораживающий туман.
А быстро проносящиеся облака с выраженной формой растянутся и придадут вашим снимкам нотку сюрреализма.

Читайте также:
Золотой час и синий час: как снимать
Длинная выдержка и звёзды: небо в стиле Ван Гога
Очень необычную картинку можно получить, если снимать на длинной выдержке звёздное небо. Один из самых красивых сюжетов — звёздные треки и звёздные круги. Напоминает картины Ван Гога.

Для подобных снимков нужны очень длинные выдержки. Чтобы получить полный круг — не минуты, а скорее часы. При фотографировании подобных пейзажей критически важно выбирать максимально тёмное место, чтобы не получить пересветов на земле. Любая, даже слабая засветка может помешать. В идеале снимать что-то подобное нужно хотя бы в 50 километрах от крупных городов и в безлунную ночь.
Часто подобные кадры делают всё же не за раз: снимают несколько десятков фото с выдержкой в полчаса, а затем собирают в графическом редакторе.
При съёмке пейзажа со звёздами — не важно, обычными или закрученными треками — старайтесь брать в кадр какой-то выразительный передний план. Это могут быть необычные камни, красивое дерево, автомобиль или здание. Снимки, сделанные просто в небо, выглядят не так интересно. О других приёмах, уместных для астрофотографии, читайте в этом материале.
Длинная выдержка и городской пейзаж: размытые фары авто
Ещё один интересный эффект, который можно получить при помощи длинной выдержки — размытые следы автомобильных фар. Он чем-то близок к тому приёму, с которого мы начинали. На длинной экспозиции сами авто с фотографии исчезнут, останутся только светящиеся полосы.
Это очень эффектно смотрится на городских пейзажах и фотографиях дорог — вроде как местность получается пустынной, но следы фар отлично добавляют кадру динамики.

Компонуя подобные пейзажи, очень полезно использовать ведущие линии — они придают картинке объём и направляют взгляд зрителя в нужно направлении. Подробнее о них мы писали здесь. О других приёмах для съёмки городских пейзажей читайте в этом материале.