Портрет как жанр фотографии

6 ч назад

21

0

0

0

Портрет — это больше, чем изображение лица. Начиная с древнеегипетских и римских изображений, проходя через церковные иконописи, парадную живопись Ренессанса, фотографические студии XIX века и заканчивая селфи-культурой XXI столетия, портрет никогда не был лишь отражением внешности. Он — средство зафиксировать статус, власть, индивидуальность, внутренний мир, идеологию времени, сохранить память.

Ниже — детальный разбор приёмов, стиля, техники и особенностей портретной фотографии в каждый ключевой исторический период — от 1839 года до наших дней.

Фотограф Martin Schoeller. Quentin Tarantino with his Doves (Мартин Шеллер, Квентин Тарантино со своими голубями). Los Angeles, CA / Источник: martinschoeller.com

Ранний период (1839–1870)
Художественный портрет или пикторализм (1885–1915)
Ключевые приёмы художественного портрета
Модернизм или эпоха классического портрета (1910–1950)
Экспериментальная эпоха (1950–1980)
Цифровой переход и эстетика массовой культуры (1980–2010)
Современный портрет (2010–2025)
Выводы и чек-лист: как снять хороший портрет

Ранний период (1839–1870)

Как появилась фотография, так люди и начали делать портреты. И это при том, что в те времена получить снимок можно было только при очень длинной выдержке. Моделям приходилось оставаться неподвижными по 10-30 минут. Но это всё равно было дешевле и быстрее, чем написать портрет.

Чтобы позировать было легче, голову и руки могли зафиксировать с помощью подпорок. Сами же позы были простыми и формальными: сидя, руки на коленях, взгляд чуть в сторону или прямо в камеру.

Первый в истории портрет женщины — фотография девушки Дороти, сестры американского учёного, философа и фотографа Джона Уильяма Дрейпера / Портрет Дороти Дрейпер, 1840 год

Чаще всего освещал модель естественный свет из окна. Он падал на человека чуть сбоку, примерно 45 градусов относительно лица, и, естественно, сверху. Свет был жёстким, так как старались снимать при ярком солнце, ведь светочувствительности материала и так не хватало. Чтобы тени были не столь грубыми с той стороны лица, что дальше от окна, свет отражали зеркалами или белой тканью.

Подпорка под голову, чтобы клиенту было проще выдержать несколько десятков минут в неподвижном состоянии

Художественный портрет или пикторализм (1885–1915)

Портрет стал менее формальным. Технологии изменились и продвинулись, выдержка стала короче. При этом фотография всё ещё считалась вторичным искусством по сравнению с живописью. Это толкало фотографов к тому, чтобы стремится добавить кадрам той самой «художественности» — копировать с картин фоны, декорации, позы и даже в обработке стараться повторить эффект нарисованности. Например, сделать эффект мягкого фокуса. Иногда художники просто воссоздавали с помощью фотографии полотна художников.

Групповой портрет фотографа-пикторалистки Джулии Маргарет Камерон / Summer Days (Летние дни), 1865, источник: collections.vam.ac.uk

Всё вышесказанное называлось пикторализм или пикторальный эффект в фотографии. Это течение появилось в середине XIX века и просуществовало до первой трети XX века.

Ключевые приёмы художественного портрета

  • Мягкий фокус для повторения живописного эффекта.
  • Использование фонов с текстурами или драпировками.
  • Свет: рассеянный, боковой, мягкий. Чтобы его смягчить, он светил через занавеси и ширмы или отражался от белых тканей.
  • Аксессуары: книги, вазы, мебель, предметы для передачи «характера» модели. В общем, всё, что можно увидеть на живописных полотнах. 
  • Редко, но появляются лампы накаливания и первые студийные источники. То есть начинают снимать с постоянным искусственным светом.
  • Свет падал на модель всё также под углом 45° или сбоку, под углом, близким к 90°, а иногда освещал и часть фона позади человека, чтобы создать глубину кадра. Как и в живописи, фотографы начинают стараться делать снимок объёмным.
  • Как и раньше, использовались зеркала или белая ткань напротив окна. Они заменяли отражатели.

Читайте также:
Мягкий свет: как создать на улице и в помещении


Модернизм или эпоха классического портрета (1910–1950)

Фотографы, как творцы, почувствовали уверенность и силы отойти от живописных канонов. Теперь они старались принести в фотографии те особенности, что были свойственны только этому виду творчества. Например, максимальную резкость и чёткость изображения. 

Забавно, что это также повлияло и на живописцев — они поняли, что нет смысла гнаться за реализмом, который легко фиксирует фотография, и начали осмыслять, открывать и изучать новые формы выразительности.

Bengali women fetching well water with earthenware pots, 1944, Cecil Beaton (Бенгальские женщины носят колодезную воду в глиняных горшках, Сесил Битон)

В этот период фотографы старались передать человека на фотографии наиболее детализировано и как можно «живее». Портрет стал частью медиа — появились снимки актёров, политиков, реклама.

Тогда появилась схема света «бабочка»: источник направляли в лоб модели, но чуть поднимали над ней, чтобы свет падал сверху вниз. Так под носом человека появлялась маленькая тень в форме бабочки. Это часто использовали в портретах звёзд Голливуда 30-40-х годов. 


Читайте также:
Фотосъёмка с одним источником света: распространённые и креативные световые схемы


Экспериментальная эпоха (1950–1980)

Это эпоха, когда 35-миллиметровую плёночную камеру мог позволить себе почти каждый человек. Фотографы старались совместить реализм, документальность, но экспериментировали в фототворчестве. Например, делали фотомонтаж, экспериментировали с контрастом, снимали фрагментарно части тела, текстуры. Передача эмоций и идеи стала важнее идеального качества.

Распространились такие жанры, как уличный портрет в движении на фоне города, чтобы добавить динамики; психологический портрет, когда модель сажали на нейтральный не отвлекающий фон в естественной позе и без эмоций. 

Актуальны стали сверконтрастные фотографии, чего специально добивались на постобработке. Многое оставалось именно на этап постпродакшена, так как фотографи всё ещё чаще использовали естественный постоянный свет, чем искусственные источники, хотя вспышки уже входили в обиход. 

Слева Child with Toy Hand Grenade in Central Park (Ребенок с игрушечной ручной гранатой в Центральном парке, 1962), справа — Eddie Carmel, Jewish Giant, taken at Home with His Parents in the Bronx (Эдди Кармел, еврей-гигант, запечатлённый дома со своими родителями в Бронксе, 1970), фотограф Диана Арбус

Именно в это время, а не во «времена Фотошопа», как многие думают, стала особенно распространена ретушь: под увеличительными стёклами на плёночных негативах убирали морщины, разглаживали кожу.

Появились вспышки, хотя при этом авторы предпочитали всё ещё естественный свет или небольшие лампы постоянного света. Активно стали работать с контровым светом. На улице не боялись снимать под прямым солнечным светом без отражателей. 

Фотографы того времени часто подсвечивали волосы источником, светящим в затылок сзади и сверху. Это подчёркивало их объём, отделяло модель от фона. Кроме того, старались добавить контровик, чтобы подчеркнуть силуэт.

Цифровой переход и эстетика массовой культуры (1980–2010)

Технологии развиваются, появляются цифровые компактные и зеркальные фотоаппараты, а плёнка постепенно отходит на второй план. На первый план выходит цвет, работа с фильтрами, тонировки. Например, тени перекрашивают в холодный, а блики — в тёплый. Светом активно прорабатывают фон и расставляют акценты. Например, подсвечивают волосы. 

В моде всё, что приближает фотографию к обложке глянцевого журнала: студийные съёмки, импульсный свет, мощная ретушь, сильный макияж, стилизация съёмок. В общем, попытка сделать кадр и человека на нём идеальными. Именно в это время появляются такие методы ретуши, как частотное разложение и dodge & burn.

Один из самых известных фотографов эпохи — Энни Лейбовиц. На снимке для The Rolling Stone Мэрил Стрип, 1981

Если говорить про свет, в моду входят схемы высокого и низкого ключа. Предпочтение отдают импульсным источникам с софтбоксами, октобоксами и портретными тарелками. В ходу как «классический» свет сверху-сбоку, так и «свет в лоб», чтобы картинка и лицо на ней получались плоскими, светлыми, свежими, где не видно несовершенств кожи. При этом иногда ещё снизу добавляют отражатель или ещё одну вспышку, чтобы заполнить тени. 


Читайте также:
Высокий ключ: что такое, как снимать, схемы света
Низкий ключ: что это такое, как снимать, схемы света


Современный портрет (2010–2025)

Постепенно зеркальные фотоаппараты уходят в прошлое — производители переходят на более компактные, но такие же мощные беззеркалки. У них появляется электронный затвор вместо механического, благодаря которому можно делать серии по несколько десятков кадров в секунду. 

Активно развивается мобильная фотография, а фотографом может стать каждый, у кого есть смартфон с камерой. Это больше не сложное искусство, где нужно разбираться с непонятной машиной, уметь проявлять плёнку, выставлять настройки. 

Портреты всё чаще тяготеют к вертикальному формату. Тут дело и в развитии вертикальных видео, историй, а также в том, что на смартфоне так смотреть кадры просто удобнее. Более того, сейчас горизонтальный кадр — это скорее способ выделиться в новостной ленте среди вертикальных фотографий.

Нейросети развиваются и становятся настолько доступными, что даже в простеньком мобильном приложении для цветокоррекции есть свой ИИ. Это отчасти заменяет традиционное коллажирование и фотомонтаж, ускоряет и упрощает ретушь, позволяет дополнять портрет любыми элементами от нового фона до аксессуаров у модели.

В тренде противоположности: тренд на естественную ретушь, но при этом с возможностью поэкспериментировать и превратить простую фотографию в полотно сюрреалиста. Одни авторы тяготеют к тому, что портрет можно и нужно редактировать тотально, другие стараются убрать лишь явные недостатки и максимально сохранить здоровую текстуру кожи. 

Фотограф Martin Schoeller. Cesar Millan with his Dogs. South Central Los Angeles, CA / Источник: martinschoeller.com

В среде профи активно используется импульсный свет, но многие переходят на более дешёвые и простые постоянные LED-осветители, которые, к тому же, могут перекрашиваться в любой цвет без фильтров. 

Цветокорректируют портреты кто во что горазд. Одни стараются убрать лишние цвета, другие предпочитают кинематографичные тонировки, третьи — обработку под плёнку. При этом авторы стараются работать с глубиной кадра, делать его объёмным, для чего многое заимствуют из кино и всё той же живописи: используют боке, плановость, дым-машины, чтобы передать глубину пространства.

В позировании, как и в ретуши, актуальна «неформальность». Хорошо, если есть элементы движения, динамика, если в портрете есть и эмоция, и контекст, который раскрывает человека на снимке. При этом, следуя предыдущим эпохам, есть отдельный тренд на сложные позы, странные кадры, отказ от «качества» — размытые, непонятные кадры, которые должны передать эмоцию, а не показать, что «камера умеет снимать резко». Можно сказать, портрет ещё никогда не был таким свободным жанром. 

Выводы и чек-лист: как снять хороший портрет

  • Используйте мягкий рассеянный свет, который получается с помощью софтбоксов, либо снимайте в облачную погоду с естественным светом.
  • Начните с одного источника света под 45°, сбоку от лица. Он передаст объёмы лица, но не сделает его грубым или плоским. 
  • Можно добавить контровой свет, подсветить волосы, чтобы отделить модель от фона.
  • Отражатель снизу или с другой стороны от основного источника света помогает смягчить тени, особенно под глазами.
  • Используйте диагонали: лёгкий поворот корпуса и головы — создаёт естественную динамику и сужает лицо.
  • Следите за руками модели: она не должна их прятать или оставлять висящими, как плети. Лучше всего задействовать их — опирать, держать реквизит, слегка касаться лица.
  • Не заставляйте человека показывать неестественные ему эмоции. Например, улыбаться, если он не хочет или не привык.
  • Фокусируйтесь по глазам. Если модель стоит в полоборота, то по тому глазу, что ближе к камере. 
  • Диафрагму лучше открыть, чтобы размыть фон и сконцентрировать внимание на модели. Идеальный диапазон от f/1.4 до f/4.
  • Выбирайте нейтральный фон, не перетягивающий на себя внимание: циклорамы, драпировки.

6 ч назад

21

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые