Выбор объектива — священная корова в фотографии. Особенно трудно начинающим фотографам, которым необходимо сориентироваться сразу в куче разных характеристик объектива. Составили гайд для новичков, которые выбирают себе подходящую модель.

Общие моменты
Объектив для новичка в портретной фотографии
Объективы для новичка в репортажной фотографии
Объектив для новичка в свадебной фотографии
Объектив для новичка пейзажиста
Универсальные объективы
Общие моменты
Новичкам сложно определиться с объективом, потому что стёкла бывают разных типов:
— фиксы и зумы;
— светлые и тёмные;
— дорогие и бюджетные;
— автофокусные и ручные.
Сразу скажем, что новичку лучше всего брать автофокусные стёкла, потому что мучить себя на заре обучения ещё и ручным фокусом — вариант хардкорный.
Также нет большого смысла брать очень дорогие топовые стекла. В начале пути сложно точно угадать с выбором ниши. Предпочтения могут поменяться, или новичок может и вовсе разочароваться в фотографии.
Что касается остальных классов объективов, мы будем говорить о них в разделах ниже. И можно перейти по ссылкам выше и познакомиться в этими понятиями для общего развития.

И последнее: совместимость. Объективы, как правило, выпускаются для камер конкретного бренда: Nikon — для Nikon, Canon — для Canon и так далее. Но есть бренды, которые делают стекла для разных камер. Например объективы Sigma можно найти в модификациях и для Canon, и для Nikon, и для Fujifilm.
Кроме того, у камер одного бренда могут быть разные байонеты — резьба крепления — для объективов в зависимости от типа камеры (зеркалка или беззеркалка) и поколения. Важно, чтобы у камеры и объектива байонет был одинаковым. Подробно о маркировке объективов и совместимости мы писали в этом материале.
Итак, алгоритм для выбора стекла:
- определяем байонет;
- отбираем совместимые стёкла. Если это интернет-магазин, тут всё просто: включаем сортировку по байонету;
- отбираем только автофокусные модели;
- отсекаем слишком дорогие, которые не укладываются в бюджет.
А дальше выбор объектива напрямую завязан на специализацию фотографа. Тому, кто хочет снимать птиц, и тому, кто хочет снимать пейзажи, понадобятся разные стекла.
Понятно, что если вы начнёте снимать портреты на объектив, специализация которого спорт, не придёт фотографическая полиция и не посадит вас под арест. Но, во-первых, вам, скорее всего, будет неудобно, а во-вторых, результат может оказаться неидеальным.
Если вы всё ещё не определились с предпочитаемым жанром фотографии даже примерно, переходите в последний раздел. Там речь пойдёт как раз об этой ситуации.
Объектив для новичка в портретной фотографии
Идеальным стеклом для портретной фотографии считаются светосильные фикс-объективы. Классические фокусные расстояния для портрета — от 80 до 135 мм. Но сегодня портреты часто снимаются и на 35 мм. Подробно об этом тренде мы писали в этом материале.
Важный момент про фокусное расстояние. Если у вашей камеры кроп-матрица, при выборе стекла в игру вступает термин ЭФР (эквивалентное фокусное расстояние). В двух словах о нем не расскажешь, лучше почитать вот этот текст, чтобы точно не ошибиться с выбором.
Светосила нужна, чтобы получать эффект размытого фона и лучше отделять от него человека. Также она помогает работать, когда мало света.
Если есть понимание, что вы хотите в основном снимать, например, студийные портреты на однотонных фонах, светосила не так важна. Для портретов лучше не брать стекла с маркировкой macro — они могут оказаться слишком резкими по картинке и с медленным автофокусом.

Хорошие портретники для разных систем:
— Canon RF: Canon RF 50mm f/1.8 STM, Canon RF 85mm f/2 Macro (у стекла есть приставка макро. Чтобы компенсировать излишнюю резкость, можно использовать софт-фильтр);
— Nikon Z: Nikon Z 50mm f/1.8 S, Nikon Z 85mm f/1.8 S;
— Sony FE: Sony FE 50mm f/1.8, Samyang AF 85mm f/1.4 II, Sigma 85mm f/1.4 DG HSM Art;
— Fuji X: Fujinon XF 35mm f/2 R WR, Viltrox 75mm f/1.2, Fujifilm XF 90mm f/2 R.
Объективы для новичка в репортажной фотографии
В репортажке в первую очередь важно, чтобы объектив позволял достаточно быстро фокусироваться. При выборе нужно обращать внимание именно на качества автофокуса. Обычно самые быстрые — не слишком светосильные зумы.
Второй важный момент — хороший диапазон фокусных расстояний, который позволит снимать и общие и более крупные планы, не сходя с места. Хорошо для репортажной съёмки подойдёт вариант 24-70 мм или 24-105 мм.

Хорошие репортажные объективы для разных систем:
— Canon RF: Canon RF 24-105mm f/4L;
— Nikon Z: Nikon Z 24-70mm f/4 S;
— Sony E: Tamron 28-75mm f/2.8 Di III, Sigma 24-70mm f/2.8 DG DN Art;
— Fuji X: Fujinon XF 18-55mm f/2.8-4.
Объектив для новичка в свадебной фотографии
Свадебная фотография, как правило, лежит где-то между портретной и репортажной. Тут всё зависит от стиля самого фотографа. Кто-то более тяготеет к постановочным прогулкам, кто-то — к чистопородному репортажу.
Поэтому при выборе объектива для начинающего свадебщика можно опираться на информацию из двух разделов выше, учитывая свои предпочтения.

Объектив для новичка пейзажиста
Чаще всего для пейзажа нужен хороший широкоугольный объектив (фокусное расстояние в районе 15-20 мм) с отличной резкостью. Светосила для пейзажей не важна, поскольку для этого жанра чаще необходима большая глубина резкости, которую даёт закрытая диафрагма.

Хорошие объективы для съёмки пейзажей для разных систем:
— Canon RF: Canon RF 16mm f/2.8;
— Nikon Z: Nikon Z 14-30mm f/4 S, Nikon Z 24-70mm f/4;
— Sony E: Sony 20mm f/1.8 G, Tamron 17-28mm f/2.8 Di III;
— Fuji X: Fujinon XF 10-24mm f/4, Fujinon XF 16mm f/2.8.
Универсальные объективы
Если начинающий фотограф пока не определился, что именно он хочет снимать, лучшим решением будет выбрать универсальный объектив, на который можно с равным успехом снимать любой сюжет.
Как правило, на эту роль хорошо подходят китовые объективы. Этим термином называются стёкла, которые продаются сразу в комплекте с фотоаппаратом. Производители стараются включать в комплект не слишком дорогие, но достаточно универсальные зум-объективы, на которые можно снимать практически что угодно. Обычно это зум-объективы с диапазоном фокусных в районе 24-55 мм и переменной светосилой.

Понятно, что с какой-либо специфической задачей (портреты в боке, спорт) лучше справятся специализированные объективы. Но если конкретная задача пока непонятна, нет большого смысла тратить на них деньги.
Хорошие универсальные объективы для разных систем:
— Canon RF: Canon RF 24-50mm F4.5-6.3;
— Nikon Z: Nikon Z 24-70mm f/4;
— Sony E: Sony FE 24-105mm f/4;
— Fuji X: Fujinon XF 18-55mm f/2.8-4.