Насадки для студийного света (их ещё называют модификаторами) используются для того, чтобы изменить форму светового пучка. Используя разные насадки на одном и том же источнике света можно получить и очень мягкий рассеянный свет для детского портрета, и выраженный жёсткий для мужского и необычный цветной для творческой съёмки. О том, какие бывают насадки и как их приручить, читайте в этом материале.

Рефлекторы и шторки
Софтбоксы, стрипбоксы и октобоксы
Фотозонты
Дополнительные аксессуары для студийного света
Как выбрать насадку для света: принципы и ошибки
Рефлекторы и шторки
Вообще все насадки на студийный свет можно поделить на рассеиватели и отражатели. Рефлекторы — это насадки-отражатели, они в первую очередь отсекают свет, делая его выраженным и придавая ему форму.
Самый простой вариант (который чаще всего идёт прямо в наборе с постоянным источником света или вспышкой) — обычный рефлектор. В народе эту насадку ещё часто называют «горшок». Его задача предельно простая: не дать свету рассеиваться во все стороны, а направить его конкретно в нужное место.

Рефлектор даёт достаточно резкий свет, если направлять его непосредственно на модель. Переходы от света к тени будут резкими, свет жёстким и выраженным. От голого источника света он отличается в основном тем, что не засвечивается окружающий фон.
Чаще всего рефлекторы используют не в качестве основного света, который светит на модель, а например, для заполняющих источников света при работе на отражение. Или для подсветки фона. Например, если нужно засветить циклораму (для этого обычно на фон за спиной модели направляют два светильника), удобно использовать рефлекторы. «Горшки» не занимают много места, не мешают компоновать кадр, не скрадывают мощность источника света, и обычно они всегда под рукой. Также эту насадку можно использовать, если заполняющий свет получается на отражение от стены или потолка.
Читайте также:
Заполняющий свет: что это, как использовать, схемы
Примерно так же используются шторки. Это максимально простая бюджетная насадка, которая представляет собой буквально четыре шторки, загибая и отгибая которые можно контролировать размер и направление цветового пятна.
Портретная тарелка — более продвинутый рефлектор. Имеет сложную отражающую конструкцию, благодаря которой создаёт более мягкий, но при этом направленный поток света. Часто применяется в качестве главного источника для создания драматичного портрета. Эту насадку очень любят за красивый совершенно круглый блик в глазах модели.
Также портретную тарелку часто используют в качестве рисующего света для бьюти фотографии. В этом сценарии, чтобы дополнить и смягчить жестковатый свет тарелки используется отражатель.
Тубус — узкая длинная насадка, которая даёт небольшое световое пятно с резкими краями. Чаще всего используется для создания пятна на фоне.
Софтбоксы, стрипбоксы и октобоксы
Софтбокс — пожалуй, самая популярная сегодня насадка на свет. Их используют для того, чтобы сделать поток света более мягким и рассеянным. Чем мягче свет, тем плавнее будет переход от светов к теням, тем менее выражены блики. Мягкий свет считается наиболее уместным для детского и женского портрета. Да и скажем честно, с рассеянным светом существенно проще работать.
Софтбокс — это конструкция из мягкой плотной чёрной ткани, натянутой на спицы. Классический софтбокс — чёрная коробка, одна из граней которой затянута полупрозрачной белой тканью, через которую и проходит свет, становясь мягче в процессе.

Софты также не только рассеивают свет, но и отсекают его: поток летит только в одном направлении, не заливая всё вокруг.
Эти насадки бывают разных форм:
— классический куб или прямоугольник;
— стрипбокс — узкий длинный софтбокс;
— октобокс — восьмиугольный софтбокс;
— сферический софтбокс или чайнобоул.
Это основные варианты, есть ещё много разных специфических модификаций, отличающихся по размеру и по сценариям использования. Например, есть большие плоские октобоксы и глубокие октобоксы-колокольчики, маленькие софтбоксы для накамерных вспышек и быстроскладные октбоксы-зонты для репортажки. Подробнее о софтбоксах разных форм читайте в этом материале.

Обычно в комплекте с любым софтбоксом идут соты. Это дополнительный аксессуар, который позволяет сделать свет более направленным. Например, это актуально, когда важно хорошо осветить модель, но не засвечивать фон рядом. Или когда просто нужен более резкий и выраженный поток света. Подробнее о работе с сотами читайте здесь.
По сценариям использования софтбоксы — пожалуй, самый универсальный вариант насадки. Он может выполнять и роль рисующего света, и заполняющего (лучше всего подходят большие октобоксы), и фон им при необходимости можно засветить, если осветительный прибор достаточно мощный.
К минусам софтбоксов можно отнести их физический размер (обычно эти насадки достаточно громоздкие) и то, что они скрадывают мощность источников света. Если в студии установлены маломощные старые лампы, при использовании софтбоксов они могут давать совсем тусклый свет, с которым может быть неудобно работать.
Фотозонты
Зонт — ещё один классический вариант рассеивателя. Сегодня чаще используют софтбоксы, но и зонты с этой задачей хорошо справляются. В целом эти два типа насадок очень близки по свету и сценариям использования.
К плюсам зонтов можно отнести невысокую стоимость, компактность и удобство хранения. К минусам — то, что они рассеивают свет, но не отсекают его. При работе в небольшой студии со светлыми или цветными стенами это может стать большой проблемой.
Зонты делятся на два основных типа: на просвет и на отражение.

При использовании просветного зонта поток просто летит сквозь него, рассеиваясь о полупрозрачную ткань. В зонтах на отражение источник света направляется в сторону купола и отражаясь от него летит на модель. Подробнее о фотозонтах читайте в этом материале.
Дополнительные аксессуары для студийного света
В дополнение к насадкам часто ещё используется ряд аксессуаров, с помощью которых можно делать свет ещё более интересным. Например, совместно с тубусами или шторками часто используются цветные фильтры, которые позволяют окрасить свет вспышки в нужный цвет. Подробнее об этом тренде мы писали здесь.

Сегодня всё чаще этот аксессуар заменяется на led-светильники с полным спектром RGB. У них богатая палитра, с ними удобно работать, но они всё ещё не могут сравняться по мощности со вспышками.
Также часто сегодня используются оптические насадки. Это сложная конструкция, которая позволяет концентрировать свет, делать его ярче и даёт возможность использовать трафареты.

Схожего эффекта можно добиться при помощи обычного тубуса или проектора, но в этом случае у светового пятна никогда не будет такого чёткого края. Такой можно получить, только используя оптическую насадку и маски гобо.

Как выбрать насадку для света: принципы и ошибки
Модификатор света выбирается в первую очередь исходя из задачи: нужен мягкий свет — значит, смотрим в сторону рассеивателей, более жёсткий — рефлекторов. Если опыта мало, и какую брать насадку, непонятно, универсальный ответ: для начала берите средний софтбокс или октобокс, дальше разберётесь.
Ставим насадку и смотрим: если слишком мягко, хочется больше контраста, можно попробовать стрипбокс или портретную тарелку. Если наоборот — можно выбрать модификатор большего размера.
Распространённые ошибки при выборе модификатора:
- не учитывать особенности студии. Например, мы планируем снимать видео. Его удобнее снимать со сферическим софтбоксом. Но при этом студия маленькая, стены белые, а у нас по плану низкий ключ и хороший контраст. Свет из сферического софтбокса будет отражаться от стен, заливая помещение рассеянным светом. В этом случае лучше брать классический софтбокс, даже если это менее удобно;
- не учитывать опыт модели. Основной принцип: чем меньше опыта, тем более мягкий нужен свет. Сложные схемы с резким светом подходят для опытных людей, а детей или тех, кто пришёл на фотосессию в первый раз, проще снимать под большим октобоксом;
- не учитывать мощность светового прибора. Все модификаторы (кроме оптических насадок и линз френеля) будут немного, но скрадывать мощность осветительного прибора. Если лампы маломощные, и вы планируете работать на отражение от стены, лучше отказаться от софтбоксов, особенно от вариантов, где два слоя рассеивающей ткани;
- не учитывать физический размер насадки. Чем больше светящаяся поверхность, тем более мягким будет светотеневой рисунок. Это справедливо для софтбоксов и зонтов. Это важно учитывать, поскольку маленький софтбокс даст более резкий свет, чем, например, портретная тарелка.
Читайте также:
Низкий ключ: что это такое, как снимать, схемы света