С наступлением темноты привычный городской пейзаж преображается: влажный асфальт зеркально отражает уличный свет, вывески, фонари и фары становятся яркими цветными акцентами на тёмном фоне. Ночная съёмка открывает широкие творческие возможности, но требует от фотографа навыков, ведь слишком легко допустить ошибку: получить смазанный или шумный кадр, промахнутся даже с автофокусом, поставить не те настройки.
Разбираемся, что нужно фотографу для идеальной ночной съёмки от оборудования до настроек камеры и лайфхаков, упрощающих фотосессию.

Настройки фотоаппарата для ночной съёмки
В вечернее время, когда темно, менять настройки нужно осознанно. Решить проблему с помощью мощного дневного света не получится. Поэтому, если решили поснимать ночью, то сначала попрактикуйтесь, чтобы уверенно менять выдержку, диафрагму и ISO.
Режим съёмки
Ставьте ручной или мануальный. На колёсике с режимами это буква M — сокращение от manual. Теперь можно спокойно менять все три настройки экспозиции так, как вам нужно.

Выдержка
Если хотите светлый кадр в максимальном качестве и резкости, выдержку ставьте, исходя из вашего объектива.
- Если у вас фикс, то просто посмотрите на его фокусное расстояние. Например, если это 50mm, то выдержку ставьте 1/50, а если 100mm, то 1/100.
- С зум-оптикой чуть сложнее: если у вас 24-70mm, то ставьте 1/20, когда снимаете на коротком конце (24 mm), и 1/80, когда на длинном (на 70 mm). Почему не 1/70? Дело в том, что у выдержек есть значения только 1/60 и 1/80.
Эти советы подойдут для стандартных ночных съёмок. Но, допустим, вы хотите порисовать светом в технике фризлайт, запечатлеть шлейфы от фар или сфотографировать небо, чтобы было видно движение звёзд. В этом случае понадобятся длинные выдержки. Иногда — экстремально длинные, на полчаса или час.
- Для фризлайта и шлейфа от машин поэкспериментируйте с выдержками от 1 до десятков секунд. Чем сложнее и больше рисунок светом вы планируете, тем длиннее ставьте выдержку.
Важно: на длинных выдержках невозможно получить резкую фотографию без штатива или того, чтобы поставить камеру на устойчивую поверхность — асфальт, скамейку, перила.
Читайте также:
Фризлайт: что это и как его сделать
Как сделать крутые фото с длинной выдержкой: советы и идеи
Как выбрать штатив: виды, рекомендации, характеристики
- Для пейзажа, архитектуры, неба готовьтесь: поставить выдержку на максимум или сделать серию кадров, которые потом придётся объединять на постобработке, или включить режим Bulb, если он есть у вашей камеры.
Bulb — режим выдержки, который отключается по вашей команде. Например, можно поставить выдержку на несколько часов. Обычно этим режимом управляют с помощью специального пульта с кнопкой или встроенным таймером.
Если выдержка стоит на несколько десятков минут, то даже с минимальными ISO и диафрагмой получить пересвет легко. Даже в полной темноте — проверено на личном опыте. Чтобы этого избежать, нужен ND-фильтр, который уменьшит количество света, попадающего в объектив.
Читайте также:
ND-фильтр: зачем нужен и как его выбрать
Лайфхак: если хотите получить резкую модель, а вокруг сделать размытый световой шлейф от машин или фризлайта, подсветите человека вспышкой. Это может быть моноблок на аккумуляторе или, что проще и дешевле, обычная внешняя накамерная вспышка. Такая техника съёмки, когда есть и импульсный свет и постоянный, называется смешанный свет.
Читайте также:
Всё о смешанном свете: что это такое и как с ним фотографировать
Для моноблока обязательно нужны стойка и синхронизатор! Также они необходимы и для внешней вспышки, если нужно, чтобы она стояла и срабатывала отдельно от фотоаппарата.
Диафрагма
С ней всё просто — открывайте на максимум, чтобы получить наиболее светлую фотографию. Мало того, что кадр будет ярким, так и на фоне будут красивые огонёчки, если вы снимаете на фоне фонарей или вывесок.
Максимальная диафрагма зависит от объектива. Увы, для ночной съёмки светосильный объектив — это мастхэв. Считается, что светосильная оптика — это та, у которой диафрагма f/2.8 и меньше. На практике же лучше, чтобы диафрагма была хотя бы f/1.4, а f/1.2 — идеально.

Если вы снимаете с дополнительным светом — LED-панелями, вспышкой, портативным моноблоком, то диафрагму можно закрывать хоть до f/8 и больше. Но есть ещё лайфхак — поставить человека почти вплотную к источнику света. Например, под фонарь или рядом с неоновой вывеской.

ISO
Увы, тут всё не так просто, как с диафрагмой. Если диафрагма осветляет кадр и размывает фон, то ISO осветляет кадр и добавляет шумы. Если ISO слишком высокое, то качество фотографии сильно упадёт.
Ориентируйтесь на следующие цифры:
— если у вас современная полнокадровая беззеркалка, то поднимайте ISO максимум до 3200, а лучше держитесь в районе 1600. Например, фотоаппараты Canon EOS RP, Sony Alpha ILCE-7M3 или Nikon Z6 II.
— если современная кроп-беззеркалка или старенькая зеркалка, то не ставьте ISO выше 1200. Например, Canon EOS R50, Sony Alpha a6400, Nikon D7500.
— для любительских кроп-зеркалок старого поколения не выходите за ISO 800. Например, Canon 650D, Nikon D5100.
Это приблизительные советы и значения. Лучше, если вы протестируете свой комплект камеры и объектива заранее.

Накануне перед съёмкой выйдете на улицу ночью, сделайте пару кадров с разным ISO, а потом посмотрите на компьютере то, что получилось. Так вы узнаете точную цифру, выше которой нельзя поднимать ISO лично в вашей ситуации.
Баланс белого
Если вы фотографируете в RAW, то ставьте автоматический баланс белого — не прогадаете. Даже в том случае, если цвет нужно изменить радикально. Это самый простой вариант, который легко поправить на цветокоррекции в Фотошопе, Лайтруме или Капче.
Важно: некоторые фотографы настолько заморачиваются с «правильным» балансом белого, что меняют его там, где не надо. Например, добиваются «каноничного» цвета человеческой кожи, если они фотографировали под уличным фонарем оранжевого цвета. Но смысл цветного света как раз в том, чтобы перекрашивать!

Если у вас малиновая кожа из-за неоновой вывески, то оставьте её, как есть, либо даже усильте эффект — действуйте осознанно. Вам не нужно добиваться эталонных чёрного, белого или серого в любой ситуации.
Читайте также:
Баланс белого: что это такое, как настроить на камере и поправить на постобработке
Фокусировка
Можно спокойно включить автофокусировку, если человек стоит около света. Эту же настройку можно сохранить, если ассистент подсвечивает модель дополнительно фонариком от телефона, вспышкой, LED-светом. При этом лучше выбрать фокусировку по центральной точке, она сама чувствительная.
Важно: на современных беззеркалках встречается настройка, которая подсвечивает сцену, помогая камере фокусироваться. Она так и называется — подсветка автофокуса. Помогает, но не всегда — полагаясь на автоматику, всегда держите в уме, что она может подвести.

Иногда бывает настолько темно, что помогает только ручная фокусировка. Чтобы её включить, переключите рычажок на объективе с AF на MF. Теперь можно фокусироваться самому.
Лайфхак: если есть, обязательно включите настройку фокус-пикинг. Она подсвечивает цветным контуром ту зону, где сейчас находится ручной фокус. С таким помощником размытых кадров почти не будет.
Читайте также:
Камера не фокусируется: семь способов решить проблему