Коты, пейзажи и тарелки с едой занимают определённое место в фотоальбомах, но фотографии людей остаются самыми популярными и востребованными. Делать такие снимки непросто: нужно учитывать экспонирование и оттенки кожи, композицию и выгодные позы, взгляды самого человека на процесс (заказчик или друг не всегда, но прав). Однако прежде всего необходимо набить руку и сформировать устойчивую привычку делать хорошие портретные фото. Рассказали о девяти самых типичных ошибках во время съёмки людей и способах их избежать.

Ошибка первая. Фокус не на глазах
Ошибка вторая. Съёмка с неправильной высоты
Ошибка третья. Перебор с деталями
Ошибка четвёртая. Вокруг модели слишком много пространства
Ошибка пятая. Чрезмерная глубина резкости.
Ошибка шестая. Слишком резкий свет.
Ошибка седьмая. Неверный выбор объектива.
Ошибка восьмая. Отвлекающий фон.
Ошибка девятая. Неверный тайминг съёмки.
Ошибка первая. Фокус не на глазах
Сильный портрет и выразительные, подчёркнутые глаза объекта неразрывно связаны. Глаза не просто зеркало души, но и центральный композиционный элемент хорошего портретного снимка. Без достаточной резкости, размытые и расплывчатые, они убивают кадр, каким бы талантливым ни был фотограф.

При небольшой глубине резкости и съёмке с широкой диафрагмой фокус на глазах ещё более важен. Нет акцента — не будет смотреться притягивающе. Сложно вспомнить хоть один известный портрет, где фокус был смещён с глаз на, например, губы или нос.
Автофокус развивается стремительными темпами, но не гарантирует 100% точности. При съёмке человека, который не двигается, лучше пользоваться ручной фокусировкой. Если нужен кадр в движении, разумно активировать автофокус по глазам (при наличии этой функции в арсенале камеры). Альтернативный способ — установить точку фокусировки вручную. Не забывайте пользоваться инструментами для масштабирования снимка в режиме реального времени. Убедитесь, что глаза объекта достаточно чёткие.
Читайте также:
Расфокус на фото: как спасти снимок
Ошибка вторая. Съёмка с неправильной высоты
При съёмке портретов лучше всего располагать объектив на уровне глаз снимаемого человека. И если объект — ребёнок или взрослый, который присел, не нужно фотографировать сверху вниз. Встаньте на колено, лягте на пол, опираясь на локти, если того требует ситуация.

Грубая и непозволительная ошибка — располагать объектив ниже уровня глаз. Это чревато появлением в кадре второго подбородка, вздёрнутых ноздрей и искажённого лица. По этой же причине попросите модель не вздёргивать подбородок, а наоборот, немного опустить его.
Снимать же в положении, когда камера смотрит чуть выше глаз, можно. Но это сделает объект чуть более маленьким. В отдельных сценариях это может быть удачным приёмом.
Ошибка третья. Перебор с деталями
Мастера пейзажа скажут, что это неудачная шутка, ведь в их работах детали — соус, которого не бывает много. Но в портретной съёмке чрезмерное выделение множества нюансов лица сыграет только в минус. Глаза, их резкость и выразительность на снимке — прекрасно. Нарочитое выпячивание каждого сегмента кожи лица (в том числе с косметическими дефектами) — недопустимо.

Снимайте в RAW, чтобы потом можно было подправить недочёты по свету и цвету — в этом режиме камера сохраняет гораздо больше информации на фото. Если по какой-то причине предпочитаете JPEG, выставляйте в настройках естественную или нейтральную палитру цветов. В цветовых режимах «Стандартный» или «Яркий» такие цвета, как красный, могут стать чрезмерно насыщенными. Это выделит прыщи и пятна на коже.
Во время вынужденной ретуши не добавляйте слишком много резкости. Её нужно использовать с умом — как во время съёмки, так и после неё. Выберите отдельные зоны, опираясь на волосы и глаза и сохраняя естественную мягкость кожи. В противном случае лицо человека может превратиться в пластиковый макет.
Читайте также:
Что такое резкость и как поднимать её в Photoshop, Lightroom и онлайн
Ретушь лица в Photoshop: основы, инструменты и лайфхаки
Ретушь нейросетью: как обработать кожу плагинами Retouch4me
Частотное разложение пошагово: суть метода, этапы, настройки
Ошибка четвёртая. Вокруг модели слишком много пространства
Ошибка новичков, но тем не менее о ней нужно помнить. Когда вокруг объекта очень много пустого пространства, кадр не будет выразительным. Небо и широкие просторы, захватывающие передний план фото, заберут на себя всё внимание, а объект съёмки будет выглядеть потерянным. В портретах чаще всего выделяют голову и плечи. Варианты в полный рост допустимы, но для их правильной реализации нужна серьёзная подготовка, которой чаще всего пренебрегают.

Важно соблюдать баланс. Слишком далеко — плохо. Слишком близко, когда получается не портрет, а фотография на паспорт, — тоже. Постоянная практика поможет избегать ошибок с расстоянием автоматически.
Читайте также:
Кадрирование портрета: современный подход
Ошибка пятая. Чрезмерная глубина резкости
Съёмка пейзажей с малой диафрагмой, увеличивающей глубину резкости, — здравое решение. Богатый набор деталей на фото делает снимок лучше. Но с портретами такой подход приводит к отвлечению внимания от центральной фигуры. Нужно стремиться к тому, чтобы фон был мягким и равномерным. Съёмка с более широкой диафрагмой поможет создать эффект небольшой глубины резкости и правильно расставит акценты.

Если размытия недостаточно, можно попросить человека сделать пару шагов навстречу камере, чтобы увеличить расстояние между ним и объектам на фоне. Другой вариант — использовать объектив с большим фокусным расстоянием, с которым глубина резкости уменьшится. Придётся отойти от снимаемого человека подальше, чтобы сохранить композицию, но это легко решаемая задача.
Читайте также:
Эффект боке: как сделать красивое фото с размытием
Глубина резкости в фотографии
Ошибка шестая. Слишком резкий свет
Прописная истина: мягкий свет для портретов — благо. Яркие солнечные лучи или прямой свет от вспышки заставляет людей прищуривать глаза, выделяет недостатки кожи (от морщин до пятен) и прорисовывает слишком резкие тени. Кожа приобретает неестественный, холодный оттенок. Лицо может стать грубым, а его форма — острой и непривлекательной.
Читайте также:
Мягкий свет: как создать на улице и в помещении


Ошибка седьмая. Неверный выбор объектива
Широкоугольные объективы стали популярны у туристов и не только. Они добавляют новизны фотографиям городских пейзажей и природы. Но при съёмке на подобный объектив людей с близкого расстояния создаётся ненужный эффект увеличения, который нарушает геометрию лица. Человек превращается в одутловатого героя мультфильма — с большой головой и смешным выражением лица.

Решение — использовать подходящий объектив при съёмке людей с небольшого расстояния. Пропорции лица останутся природными, его черты не будут искажены. Кстати, длиннофокусный объектив тоже подойдет. Он даст ценный бонус — красивое выделение объекта с правильным, сглаженным и равномерным фоном.
Читайте также:
Портретный объектив для Canon, Nikon, Sony, Fujifilm
Ошибка восьмая. Отвлекающий фон
Фон в портрете — подложка, а не ключевая часть композиции. Если смотришь на фото и начинаешь обращать внимание на расположенные позади человека объекты, можно сделать неприятный вывод о качестве портрета. Прохожие, вывески, элементы городской архитектуры, ветвистые деревья — всё это в комплексе нарушает композицию. И боке не поможет: если фон переполнен, он просто превратится в месиво из цветов и фигур.

Испортить фон могут не только физические объекты. Если человек в тени, а растительность за его спиной — на солнце, резкий перепад сделает даже обычную траву выделяющейся. Ненавязчивый, спокойный, простой фон — идеал, к которому нужно стремиться.
Ошибка девятая. Неверная динамика съёмки
Композиция, фон, ракурс, фокус — составляющие хорошего портрета. Но главное в нём — сам человек. Его природа и характер, натура и душа. Обнаружить и запечатлеть человека в человеке можно только естественным способом — тогда, когда он на секунду становится самим собой. И в этот момент фотограф должен щёлкнуть затвором.

Начинающие фотографы пытаются «вытаскивать» эмоции из человека искусственно, но это вызывает лишь напряжение, скованность, страх, приводит к неестественности взгляда и выражения лица. Хороший мастер портрета расположит к себе человека и создаст такие условия, в которых тот не будет притворяться. Для этого нужно учиться работать с людьми и проявлять терпение — одно из главных качеств успешного фотографа-портретиста.