Начинающие фотографы (как и любые новички) часто в поиске той самой «волшебной таблетки», которая сделает их снимки по-настоящему профессиональными. Однако среди советов для начинающих часто можно встретить много откровенных мифов, которые не помогают, а только сбивают с толку. В этом материале развенчиваем самые популярные заблуждения, которые можно встретить на просторах интернета.

Мифы о камерах и аппаратуре
Мифы о технике съёмки
Мифы об обработке фотографий
Мифы о камерах и аппаратуре
Миф «главное — крутая камера». Техника в фотографии имеет значение, но не в любой сфере и далеко не решающее. Чтобы снимать Олимпийские игры, нужна быстрая и современная камера и пара объективов, которые стоят, как крыло самолёта, а вот снимать портрет в студии можно и более скромным набором. Гораздо важнее хороший свет, умение с ним обращаться и собственный стиль и видение.
Если поставить рядом профи с недорогим устаревшим комплектом техники и совершенного новичка с последней новинкой, у первого результаты будут лучше.

Миф «на кроп снимают только любители, чтобы быть профессионалом, нужен полный кадр». Размер матрицы — одна из самых чувствительных тем на фотофорумах, хотя не вполне понятно, почему. Крупная матрица помогает работать и даёт больше пространства для манёвра, но никаким образом не определяет человека, который держит фотоаппарат в руках. У фуллфрейма есть ряд преимуществ перед кропом, но они имеют значение не для каждой задачи. Подробно об этом мы писали вот здесь.
А если вам нужен ответ на вопрос «можно ли снимать на кроп и брать за это деньги/считать свои снимки искусством/называться профи?», отвечаем. Можно. Если спросят, скажите, что мы разрешили.
Миф «Nikon лучше Canon (или наоборот)». Ох, сколько копий было уже сломано на этом поле. Мы сравнивали самые свежие камеры этих брендов, сравнивали фотоаппараты в разных ценовых категориях, и знаете что? Раз за разом выходит плюс-минус ничья. Выбирайте, что к душе ближе лежит, и не забивайте себе голову всякими глупостями. Выбор любимой системы часто обусловлен привычкой или более удобными органами управления.
Если с этим окончательно смириться, можно вообще нечаянно перейти на Sony. У них такие интересные модели выходят последнее время…
Мифы о технике съёмки
Миф «лучшее значение диафрагмы — f/8». Ага, особенно хорошо этот совет подойдёт начинашке с кроп-камерой, пытающемуся снять своего ребёнка в полутёмной квартире. И вместо мелкой ГРИП получит один большой смаз вместо фотографий. Проблема этого совета не в том, что он неправильный, а в том, что не универсальный.
f/8 — это значение, при котором сложнее всего получить недофокус. Когда диафрагма закрыта до 8, большая часть сцен влезет в глубину резкости и целиком будет в фокусе. Дело лишь в том, что это не всем и не всегда нужно. Большая глубина резкости актуальна при съёмке, например, многопланового пейзажа или групповой фотографии на 40 человек, когда они выстроились в пять рядов и выглядывают из-за спин друг друга.

Но проблема в том, что f/8 при недостатке света может провоцировать либо смазы, либо шумы, в зависимости от того, что предпочитает автоматика конкретной камеры. Увы, никакого «лучшего значения диафрагмы» не существует. Оно разное под разные сценарии, волшебной таблетки нет, нужно разбираться с экспотройкой.
Миф «секрет успеха — ручной режим». Ещё одно очень распространённое убеждение. Да, профессионалу неплохо бы уметь снимать в мануале, но это вообще не значит, что в этом режиме надо снимать всё и всегда. Спросите любого, кто много снимает, и он вам скажет, что это чистое безумие.
Ручной режим полезен на неторопливых съёмках в сложных условиях, с импульсным светом, в нём удобно снимать ночные пейзажи, но на репортажке вообще противопоказан даже опытным людям. Большинство сценариев отлично закрывают режимы приоритета выдержки и диафрагмы. Подробнее об этом мифе мы писали в этом материале.
Миф «1/фокусное расстояние». Очень стойкий миф. Наверное, потому что полвека назад это был никакой и не миф, а отличное, вполне рабочее правило. Суть его в том, что чтобы не получить смазов, нужно использовать выдержку не длиннее, чем 1/фокусное расстояние объектива, на который вы снимаете.
Проблема тут в том, что данные немного устарели. Современные камеры оснащают стабилизаторами (причём и камеры, и объективы), что позволяет использовать существенно более длинные выдержки и не ловить смазы. Точные значения нужно рассчитывать под каждую конкретную пару «камера-объектив».
Миф «при выдержке длиннее 1/50 обязательно нужен штатив». Та же самая история, что и с правилом выше. Да, если прикинуть, что полтинник (объектив на 50 мм) самый распространённый по фокусным расстояниям и применить правило «1/фокусное», всё так. Но опять же в дело вмешиваются стабилизаторы и позволяют использовать более длинные выдержки при съёмке с рук.
Миф «снимать всегда нужно только в RAW, так качество фото будет лучше». RAW — это очень полезный формат, который позволяет делать сложную гибкую цветокоррекцию. Это его главный плюс и главный минус. Если вам не интересно обрабатывать фото и возиться с цветом, а нужна готовая картинка сразу из камеры, снимать в RAW — плохая идея. Лучше научиться хорошо снимать в JPEG. Подробнее об этом читайте в этом материале.
Миф «против света снимать нельзя». Это правило лучше перефразировать таким образом «не стоит снимать строго против света, если вам нужен проработанный главный герой (или объект), свет очень яркий, а у камеры небольшой динамический диапазон».
Потому что в мягком свете заходящего солнца в контровом свете можно, например, получать очень красивые кадры.

Также в контровом свете снимают, когда хотят получить на снимке выразительный силуэт. Подробно о создании таких фото мы писали в этом материале.
Но если вы фотографируете на смартфон и хотите получить классический кадр, а не силуэты, снимать против света действительно не стоит.
Миф «искусство репортажника в том, чтобы предчувствовать тот самый момент». Чаще всего искусство репортажника рождается из опыта (он уже пятьдесят раз снимал условные крещения и знает, как происходит ритуал), правильно подобранной техники и умения с ней обращаться.
Если действие происходит быстро, и важно не упустить решающий момент (финиш победителя забега, первый взгляд жениха на невесту, задувающего свечи именинника, фонтан цветного дыма на гендер-пати и эмоции будущих родителей), нужна камера с быстрой серией и хорошим автофокусом. И желательно режимом предварительной съёмки. Например, на эту роль отлично подойдёт Canon R6 Mark II.
О том, зачем нужна серийная съёмка, читайте здесь. Об особенностях репортажной съёмки — здесь.
Мифы об обработке фотографий
Миф «обработка фото — это искажение реальности». Частое заблуждение. Его идея в том, что камера снимает мир таким, какой он есть, а фотограф потом что-то перекрашивает и дорисовывает, чтобы выразить своё творческое «я». Кто снимает хоть сколько-нибудь долго, может с уверенностью сказать, что камера снимает, как может, а фотограф потом возится, чтобы это «как смогла» подтянуть максимально близко к состоянию «как видит глаз».
Даже самая современная техника не совершенна, и ей часто нужна помощь человека. В том числе на постобработке. Классический пример: коррекция баланса белого. Глазами мы видим белое белым, а кожу желтоватой. Автоматика из-за залитого жёлтым рассветным солнцем заднего плана видит белое синим, а кожу сероватой.

Конечно, бывает и такое, что хочется что-нибудь дорисовать или перекрасить для пущей красы, но это меньшая часть обработки фото, которую делают далеко не все и не всегда. А без базовой цветокоррекции редко, кто обходится.
Миф «пресеты и экшены сделают ваши фото точно такими, как у модного блогера». Увы, пресеты или экшены очень редко будут работать идеально без адаптации и докручивания. Часто пресет хорошо «ложится» только если вы использовали ту же технику в примерно тех же световых условиях и локации, близкой по исходным цветам.

Впрочем, это не повод отказаться от использования пресетов и экшенов. Большую часть достаточно легко приручить. Подробнее о том, как это делается, читайте в этом материале.
Миф «всё можно исправить фотошопом и нейросетями». Многое можно поправить при помощи современных технологий. Вот в этом тексте, например, мы показывали, как спасти старое маленькое шумное и нерезкое фото.
Но, увы, нейросети и фотошопы тоже не всесильны. Особенно чувствительные проблемы создаёт плохой (или отсутствующий) свет во время съёмки. Так что если вы ищете, какую область фотографии изучать в первую очередь, начинайте с работы со светом.