• Статьи
  • Зеркалка или беззеркалка: какой фотоаппарат выбрать в 2023-м

Зеркалка или беззеркалка: какой фотоаппарат выбрать в 2023-м

15 нояб. 2022

26476

1

0

2

Фотографы не устают твердить, что лучшая камера — та, которая у вас сейчас. И это правда, ведь самое главное — это руки (навыки и опыт) фотографа. Но это не значит, что не нужно расширять кругозор и отказываться от аналитических статей на тему, какой фотоаппарат лучше. Эти знания пригодятся, когда вы перерастёте свою камеру и задумаетесь о покупке новой — а это, скорее всего, случится раньше, чем вы думаете.

Помните, камера — это инструмент, и он должен быть удобным для вас / Фото: unsplash.com

И зеркальные, и беззеркальные фотоаппараты создают изображения высокого качества. У любых моделей среднего и высокого уровня вне зависимости от фирмы-производителя будут сопоставимые ключевые показатели — динамический диапазон, стабилизация, автофокус, видеовозможности, рабочие значения ISO. 

Но универсального бойца, который бы превосходил конкурентов по каждому параметру, не существует. Поэтому первым делом спросите себя — что важно лично для вас? Зачем вам фотоаппарат, что вы на него снимаете? Выпишите основные задачи на бумажку. Мы ещё к ним вернёмся. А пока давайте разбираться, в чём отличия зеркалок от беззеркалок.

Подъёмное зеркало, вес и звук

В зеркальных фотоаппаратах изображение, которое ловит объектив, попадает на зеркало. Зеркало отражает картинку через пентапризму на видоискатель. В момент, когда фотограф нажимает на кнопку, чтобы сделать кадр, происходят две вещи: поднимается зеркало и открывается затвор. Начинается процесс экспонирования — матрица (или плёнка, если вы за олдскул) принимает на себя столько света, сколько позволяют настройки выдержки и диафрагмы. После этого затвор закрывается, зеркало опускается.

Зеркало физически не может подниматься и опускаться бесшумно. Этот звук стал настолько прочно ассоциироваться с фотографией и спуском затвора, что когда в телефонах появились камеры, для них воссоздали этот щелчок программно. 

Зеркальный фотоаппарат с телевиком — самым крупным из всех объективов — может оказаться неподъёмной конструкцией / Фото: unsplash.com

Электронный видоискатель беззеркальных фотоаппаратов принимает изображение из объектива напрямую, без посредника в виде зеркала. Это приводит к двум функциональным отличиям:

– беззеркалки значительно компактнее зеркалок. Так, зеркальный Canon EOS 5D Mark IV без объектива весит 800 г, а Canon EOS R6 — 598 г. Это влияет и на габариты. Когда беззеркалки только начали выходить на рынок, снимать на них считалось зазорно — просто потому, что размером они с мыльницу, а клиент в выборе фотографа ориентировался в том числе и на «солидность» техники;

– беззеркалки с электронным затвором умеют снимать бесшумно. Это пригодится театральным, репортажным, стрит-фотографам, а также всем, кто не любит привлекать к процессу съёмки лишнее внимание. Например, таким затвором может похвастаться Fujifilm X-T30 II.


Читайте также:

Электронный затвор vs механический затвор: плюсы и минусы


Аккумуляторы: количество фотографий на одном заряде

Зеркальные фотоаппараты обладают значительно более выносливыми аккумуляторами. У хита прошлых лет Canon EOS 6D Mark II ресурс до 1200 кадров на одном заряде аккумулятора. А вот любительские зеркальные камеры не могут похвастаться такими возможностями и приближаются по этому показателю к беззеркалкам. Так, Canon EOS 2000D сделает на одном заряде батареи около 500 снимков.

Современные беззеркалки — чемпионы по компактности / Фото: unsplash.com

А что беззеркалки? Nikon Z6 снимает на одном заряде до 340 кадров с видоискателем и до 400 — с монитором. Canon EOS R5 способна сделать до 490 фотографий, а Canon EOS R6 — до 510. Sony Alpha A7S III удивляет заявленным ресурсом до 600 фотографий, столько же позволит сделать кроповая малышка Fujifilm X-T4.

Учитывайте, что этот показатель — не хорошая или плохая характеристика фотокамеры. Это просто функция, с возможностями которой вам нужно будет работать, вопрос вашего личного комфорта. Маленький ресурс решается запасными аккумуляторами и подзарядкой на ходу от пауэрбанка. Тем, кто вечно теряет всякие мелочи (включая кабели, запасные батарейки и внешние аккумуляторы), будет удобнее и спокойнее с ёмкой зеркалкой.


Читайте также:

Лучшие внешние аккумуляторы для ноутбуков и смартфонов


Байонет и арсенал оптики

Опытные фотографы знают, что вкладываться в первую очередь стоит не в камеру, а в объективы. Арсенал качественной оптики (и прокачанные навыки по его использованию) — вот истинное богатство фотографа. 

Это может оказаться палкой о двух концах. Если вдруг захочется перейти на другую систему — например, сменить громоздкий Canon на юркий Fujifilm, — то это будет очень болезненно. Придётся продавать все объективы, а для творческого человека это, скорее всего, большие энергозатраты и серьёзный выход из зоны комфорта. Таким людям советуем обратиться в комиссионный магазин — пусть неприятную часть работы за вас сделают специалисты, а вам останется только удовольствие от покупки новой техники.

Но это касается радикальных переходов. А что, если хочется лишь сменить систему, сохранив верность бренду? Зеркальные и беззеркальные системы одного и того же производителя оснащены разными байонетами (отверстие с определённой резьбой для крепления объектива). Другими словами, объектив от зеркалки Sony A нельзя просто взять и надеть на беззеркальную камеру с креплением E (E для кроповых камер APS-C, FE для полнокадровых матриц).

Примерно так выглядит фотоарсенал профессионального фотографа / Фото: unsplash.com

Для решения этой задачи создали адаптеры. Объективы для зеркалок Sony на беззеркальных камерах можно использовать через перходник LA-EA4. Для Canon это EOS R mount adapter, а на беззеркалки Nikon Z поможет снимать со старой оптикой адаптер FTZ.

Мы кривим душой, говоря, что нельзя снимать на объектив и камеру от разных фирм-производителей. Можно — инженеры уже давно создали различные переходники для всех видов систем. Но съёмка при помощи адаптера накладывает ограничения — вы заметите потери в скорости фокусировки и качестве изображения. Поэтому рано или поздно почти все переходят на родные объективы своей марки и альтернативы от признанных производителей оптики.

Многие эксперты занудно защищают зеркалки, отмечая, что беззеркалки существуют сравнительно недавно, а значит, для них создано мало объективов. У разработчиков оптики для зеркальных систем есть фора, и сейчас на рынке беззеркальных объективов есть незакрытые позиции. Но для них, как правило, существуют качественные альтернативы от Sigma, Tamron или китайских фирм (не морщите нос при слове «китайский», среди них есть хорошие модели, правда. Вон Meike какой фишай выпустила, загляденье). Да и кроме того, разработчикам только дай волю — новые крутые объективы анонсируются каждый месяц. 


Читайте также:

Что такое светосила объектива и на что она влияет
5 переходников для объектива, которые расширят возможности фотокамеры
Портретник, телевик или ширик: как выбрать объектив для съёмки
Советские объективы, на которые стоит снимать в 2022-м
Какой объектив купить, если вы делаете это в первый раз. Часть I
Какой объектив купить, если вы делаете это в первый раз. Часть II
Лучшие объективы для Fujifilm


Видеосъёмка

Зеркалки были невероятно популярными для съёмки видео. На Canon EOS 5D Mark II снимали фильм «Аватар» в 2009-м и финал шестого сезона сериала «Доктор Хаус» в 2010-м. Это была первая DSLR-камера, которая умела снимать видео стандарта 1080p. Она создаёт ролики до 4 Гб, что соответствует примерно 12 минутам записи с разрешением 1920x1080 (16:9) или 24 минутам с разрешением 640x480 (4:3).

Для видеографов создано множество аксессуаров для беззеркальных систем / Фото: unsplash.com

Но и беззеркалки в Голливуде не чужие. В 2018-м вышел первый фильм, снятый на беззеркалку — «Кадавр». Беззеркальным первопроходцем стала Sony A7S II (маркировка S в названиях камер Sony означает, что камера заточена под видеосъёмку). A7S II умеет создавать ролики с разрешением 1920х1080 на 50 к/с и 3840x2160 на 30 к/с.

Сейчас уже вышла камера следующего поколения — Sony A7S III. Она умеет снимать в 4К (признанный стандарт для современных видео) до 120 к/с. Камера неспроста оснащена 12-Мп матрицей — этого недостаточно для фото, но удобно для видео. Так, чем меньше пикселей на матрице, тем каждый из них больше по размеру. Значит, в него попадает больше света.


Читайте также:

Лучшие беззеркалки для видеосъёмки


Какие камеры используют известные фотографы

Аналитические выкладки и характеристики — это, конечно, хорошо, но интересно, что там у других. Из любопытства решили проверить, кто из известных фотографов на что снимает.

Марио Тестино создаёт провокационные, стильные и незабываемые фэшн-фотографии / Фото: Марио Тестино

Так, один из ассистентов фэшн-фотографа Марио Тестино рассказывал, что на их совместной съёмке Марио использовал зеркальный Canon 5D. Впрочем, этим мэтр не ограничился — на площадке было шесть ассистентов по свету, визажисты, стилисты, и не забывайте про команду ретушёров. 

Одна из самых известных серий Георгия Пинхасова — о ночной жизни Москвы / Фото: Георгий Пинхасов, Magnum Photos

Георгий Пинхасов, единственный российский фотограф агентства Magnum, на лекции в Петербурге в 2012-м рассказывал, что ему не особо важно, на что снимать, и показывал свои фото- и видеоэксперименты, снятые на iPhone 4s. Долгое время он использовал только плёночные фотоаппараты, но затем перешёл на цифровые, в частности, беззеркалки Fujifilm. При этом мастер фотографии не возится с настройками, а снимает в программном режиме (P). К слову, Пинхасов совсем не пользуется фотошопом — просто не умеет и не видит необходимости учиться.

Максимишин, кажется, снимал всё — от заброшенных деревень на севере России до военного конфликта в Ираке, от нищеты в Катманду до закулисья Мариинского театра / Фото: Сергей Максимишин

Сергей Максимишин, двукратный победитель World Press Photo, — амбассадор Nikon. В интервью Марии Масловой он показывал свою «сумку фотографа» — там оказался зеркальный Nikon D850 и к нему большой арсенал объективов: штатный 24-70mm, телевик 70-200mm (облегчённый, f/4), 50mm f/1.4 для портретов и широкоугольный 16-35mm (как альтернатива — более капризный 14-24mm).

Сэмюэл Л. Джексон и Энн Хэтэуэй в объективе Брайана Смита / Фото: Брайан Смит

А вот обладатель Пулитцеровской премии Брайан Смит снимает на беззеркалки Sony. Он известен портретами голливудских звёзд и провокационными фотопроектами вроде Nude Golf («Обнажённый гольф»), а Пулитцера ему присудили в 1985 году за освещение Олимпийских игр в Лос-Анжелесе.


Читайте также:

Съёмка на две камеры: как, зачем и когда это нужно


Итоги

Помните, в начале текста мы просили вас выписать на бумажку цели, для которых вам нужен фотоаппарат? Пора к ним вернуться. 

Какие параметры оказываются важными для вашей техники, исходя из целей? Это могут быть габариты, возможности видеосъёмки, более лёгкий переход благодаря уже купленным объективам. А может быть, всё упирается в бюджет?

Зеркалки — это система, которая существует дольше. Это качество, проверенное временем. Беззеркалки — это инновационные решения, передовые современные технологии. А за технологии, конечно, нужно платить. 

При равных технических показателях зеркалка будет строить дешевле беззеркалки. Но беззеркалка — это система, на которую делают ставки все именитые бренды. Так, первой от развития зеркального направления отказалась Sony, за ней последовала Canon. Одна из самых удобных функций — фокусировка по мановению руки (в режиме Live View или попросту тыком пальца в сенсорный экран) встречается лишь у самых новых зеркалок и у значительной части беззеркалок. Вероятно, уже в ближайшем будущем таких преимуществ станет ещё больше.


Читайте также:

Nikon 2022, битва-сравнение: зеркалка vs беззеркалка

1

15 нояб. 2022

26476

1

0

2

2 комментария

Ян Гус

10 июля 2023

спасибо за информацию

Комментарий съеден котиком...

Самые новые

Самые читаемые